Экспериментальный истребитель-перехватчик под кодовым названием Е-155П-1, спроектированный КБ Микояна — Гуревича, впервые поднялся в небо 9 сентября 1964 года. После государственных испытаний, продлившихся с декабря 1965 по апрель 1970 года, на свет появился сверхзвуковой двухдвигательный высотный истребитель 3 поколения МиГ-25. Машина поступила на вооружение в мае 1972 года и за время своей эксплуатации установила 38 мировых рекордов, некоторые из которых не побиты и по сегодняшний день.
Уже изначально не было сомнений, что МиГ-25 – это прорыв в истребительной авиации. Боевой самолет получил принципиально новую конструкцию, передовое оборудование и вооружение, а также уникальные на то время характеристики.
Всего с 1966 по 1982 год было произведено 1190 единиц в различных модификациях, часть из которых были экспортированы в дружественные: Сирию, Ирак, Иран, Ливию, Болгарию и Алжир.
Основной целью «Летающей лисицы», как называли советский МиГ-25 на Западе, была борьба с американскими сверхзвуковыми бомбардировщиками В-58, перспективными ХВ-70 и футуристическими на то время разведчиками SR-71 «Черный дрозд». В связи с этим, в процессе создания отечественного истребителя, инженерам предстояло создать машину с высочайшими высотно-скоростными характеристиками.
Так, новый МиГ-25 с максимальной взлетной массой в 41 тонну получил двухкилевое оперение, тонкое трапециевидное крыло малого удлинения и плоские боковые воздухозаборники с горизонтальным клином. Предельная скорость, которую могла развивать «лисица» составила невероятные для истребителей того времени 3000 км/ч с полным ракетным вооружением (4 ракеты Р-40).
Однако рекордсменом МиГ-25 стал не только в скорости. 31 августа 1977 года самолет под управлением летчика Александра Васильевича Федотова достиг высоты в 37 650 метров. Для сравнения, «потолок» современного американского истребителя пятого поколения F-22 Raptor, как и российского перспективного Cу-57 составляет 20 км.
Первый боевой опыт самолет получил во время конфликта между Египтом и Израилем в 1967-1970 годах. Тогда ни израильским истребителям Mirage III и F-4, ни средствам ПВО так и не удалось сбить «советскую лисицу».
Отметился наш МиГ-25 и в Ираке. Во время операции «Буря в пустыне» наш самолет в составе иракских ВВС уничтожил американский палубный истребитель-бомбардировщик F/A-18 Hornet.
В 1978 году стартовал серийный выпуск глубоко модернизированной версий самолета МиГ-25ПД и МиГ-25ПДС, который продолжался до 1982 года. В принципе, боевая машина значительно опережала свое время и можно было бы обойтись без модернизации. Однако на дальнейшую судьбу «Летающей лисицы» сильно повлиял инцидент, произошедший 6 сентября 1976 года.
Старший лейтенант Виктор Иванович Беленко совершил побег из СССР, угнав самолет во время учений и приземлившись в Японии. Естественно, боевая машина стала объектом интереса американцев, которые вывезли ее на свою авиабазу и, до возвращения Советскому Союзу в ноябре 1976 года, успели всесторонне изучить.