Найти тему

Прото-феминистка Эмили из викторианской эпохи.

Последнее время мне стала попадаться картина под названием "Без имени и без друзей" слишком часто. Такая трогательная, печальная сцена из викторианской эпохи. На полотне запечатлена женщина воплощение отчаяния. Мне стало любопытно узнать об авторе, скрываться под инициалами Э.Осборн мог как мужчина, так и женщина, а заодно и посмотреть другие работы художника.

 Та самая картина "Без имени и без друзей". Возможно эта работа Эмили Осборн, отражение прочитанного романа Мэри Брантон.
Та самая картина "Без имени и без друзей". Возможно эта работа Эмили Осборн, отражение прочитанного романа Мэри Брантон.

Автором оказалась женщина. Эмили Мари Осбрн. Она творила, когда в Сент-Джеймсском дворце жила королева Виктория. В те времена #женщина была бесправна. Не имела прав ни на что и нигде. Таковы были правила. Каноны. Девочек, как правило, не учили никаким точным наукам, не готовили для активной жизненной позиции. Чему учили? Вышивать, шить, вести дом и прочим не важным умениям. Но если вы не вышли замуж, а батюшка ваш почил в бозе - рискуете остаться без средств к существованию.

 
Побег Лорда Нитисдейла из Тауэра, 1716 (1861) из «Иллюстраций английской и шотландской истории», том II.  Фото с сайта fineartamerica.com
Побег Лорда Нитисдейла из Тауэра, 1716 (1861) из «Иллюстраций английской и шотландской истории», том II. Фото с сайта fineartamerica.com

На северо-западе Лондона, в районе называемым Кентиш-Таун, 11 февраля в 1828 года родилась Эмели. Её родителями были преподобный Эдвард Осборн и его супруга Мэри. Когда Эмили было около пяти лет, отца семейства направляют служить в деревню на утёсе Наз в графстве Эссекс. Семья жила в доме на вершине Ган-Хилл почти 8 лет.

Церковь Уолтона на холме. литография, неизвестный художник.
Церковь Уолтона на холме. литография, неизвестный художник.

Приходская книга Сент – Джеймса от 2 ноября 1842 года, сообщает любознательным потомкам о том, что кюре с семьёй отправляется в Лондон. Такому повороту событий #девочка была очень рада, "которая справедливо считала, что теперь есть некоторый шанс реализовать надежды, которые она питала, став однажды художницей". Надо отметить что тягу к изобразительному искусству матушка Эмили весьма одобряла «и наблюдала с гордостью умные портреты, которые Эмили потянула своих братьев и сестер» (всего детей в семье было девять).

В Лондоне #девушка попала на обучение в Академии Диккенсона на Мэддокс-Стрит, где ее преподавал Джон Могфорд.

Но священнику такой расклад не нравился, он требовал прекратить это занятие. Как удалось уговорить одному из учителей, Джеймсу Мэтьюзу Ли (James Mathews Leigh), батюшку Эмили мы оставим в истории, однако занятия продолжились. Джеймс Ли обучал девушку сначала у Диккенсона, а затем и в своей академии, "Академия «Ли»", которая в теперь носит название Школа Изобразительного искусства.

Первая #выставка работ Эмили состоялась, когда ей было семнадцать лет, на ежегодной выставке Королевской академии. И художница осталась верна этому выставочному пространству надолго - до 1893 года.

Известность Эмили Мэри принесли её картины быта детей и ,особенно, женщин в которым не просто в том мире. Именно поэтому ее называют протофеминисткой.

Хотя наверное скорее назвать её лучше суфражисткой. Ей не были чужды идеи борьбы за равные права, но отказываться от удобств тоже не желала.

Портрет фиминистки и художницы Барбары Ли Смит Бодишон работы Эмили Осборн.
Портрет фиминистки и художницы Барбары Ли Смит Бодишон работы Эмили Осборн.

Одной из идейных подруг Эмили была Барбара Ли Смит, родственница по отцовской линии знаменитой Флоренс Найтингейл, которой мы обязаны многим в медицине. И тоже много сделавшей для того что бы дамы были хоть как то не похожи на имущество.

Барбара и Эмили являлись членами Общества женщин-художников. Это общество появилось в 1857 году, с целью помощи женщинам-художникам при экспонировании и продаже своих работ, читай заработка.

Осборн подписала петицию #женщин в Королевскую Академию искусств об открытии ее школ для женщин. Декларацию об избирательном праве женщин она тоже не обошла вниманием и подписью. И продолжала писать печальных дам.

Как знать... Может на этой картине изображены сёстры Бронте. То самое "проклятое" семейство где все сёстры оставили след в литературе. Шарлотта подарила миру «Джейн Эйр» и «Эмма», а Эмили - «Грозовой перевал», Энн – «Агнес Грей» и «Незнакомку из Уайлдфелл-Холла».

#Картина "Гувернантка" была куплена королевой Викторией. Это была одна из картин, приобретённых этой покровительницей юного таланта. Мне тут владетельная дама напомнила нашу русскую барыньку с избалованными барчуками. Но гувернатка хороша - полна достоинства которого нет у барыньки.

-6

Возвращаясь к первой картине: её первое появление на публике в Королевской академии в 1857 году сопровождалось цитатой из притчи. "The rich man’s wealth is his strong city, etc.". Богатство богатства - это его сильный город и т.д. , примерно так звучит в переводе эта цитата, подчеркивающая идею города как сферу господства мужчин, где женщины занимают далеко не равное положение.

Осборн так и не вышла замуж и умерла в возрасте 97 лет 14 апреля 1925 года в доме, который она много лет делила с Мэри Элизабет Данн, Каннингем-Плейс, 10а, Сент-Джонс-Вуд, Лондон