Бюджетирование — это обширный процесс формирования планов и финансовых отчетностей, сведения всех доходов и расходов. Если проще: бюджет — это свод всех доходов и расходов, сколько пришло и сколько ушло, а бюджетирование — это процесс составления и корректировки бюджета.
Без внятного бюджета любая компания рано или поздно обанкротится. Деньги любят счёт, а если за ними не следить, в один прекрасный день можно с удивлением обнаружить, что их нет.
Да что там компания — даже мы в своей повседневной жизни постоянно занимаемся бюджетированием. Можно, конечно, в первый день после зарплаты скупить полмагазина Apple, но на завтра захочется кушать. А кушать будет нечего. Для таких ситуаций и есть бюджет.
Самые главные ошибки в бюджетировании, которые я заметила у своих клиентов:
Формирование бюджета без учёта стратегических планов
Очень многие предприниматели грешат этим. Сначала они ставят невыполнимые задачи, финансируют их, пока могут, а затем с печалью обнаруживают, что теперь, оказывается, надо брать кредит. Бюджету, к сожалению, нельзя приказать, и составлять его нужно с учётом реального положения дел.
Некорректная категоризация и бухучет
Без грамотного структурирования бюджет бесполезен. Суть в том, что хаотичное распределение расходов и доходов наводит путаницу и мешает принимать нормальные управленческие решения. Некоторые расходы в такой системе могут быть посчитаны дважды, некоторые — вообще ни разу. В итоге бюджет превращается в странную вакханалию из цифр и статистики.
Отсутствие ответственных
В малых компаниях, быть может, директор и может вручную пересчитать все доходы и расходы, но в крупных так не получится. Необходимо определить ЦФО — центры финансовой ответственности. Это подразделения, которые будут в конце каждого месяца сдавать отчетность по финансам. В дальнейшем останется только свести данные всех ЦФО в общий бюджет.
Не допускайте роковых ошибок — и ваш бюджет всегда будет профицитным! А ещё заглядывайте в мои соцсети, где вы найдете ещё больше полезных советов по управлению своими финансами: