Найти тему
Катехизис и Катарсис

Лицемерие и суверенитет: как Франция торговала оружием?

В 2013 на авиашоу в Париже президент Франции Франcya Олланд помог 88-летнему хозяину авиастроительного концерна Сержу Дассо зайти на подиум и вовремя обронил довольно невинную шутку: “Это государство, как всегда, поддерживает Дассо”. Его слова услышали журналисты и вызвали реакцию среди военной промышленности. Пресс-служба Дассо выпустила официальное сообщение: “Дассо не живет за счёт государства”. Шутка президента затронула чувствительную тему — отношение между государством и военно-промышленным комплексом, а именно поддержку экспорта вооружений.

Французское государство поддерживает довольно старую доктрину, в которой продажа вооружений является основой для стратегической автономии от мировых держав. Рационализация довольно простая – независимые действия Франции в области обороны и внешней политики для использования силы, когда необходимо, надо обеспечивать через собственный военно-промышленный комплекс. Однако собственный военно-промышленный комплекс не может выжить только на заказы от своих вооруженных сил, поэтому оружие надо экспортировать. Из-за этого экспорт вооружений важный компонент французского суверенитета, как заявила Флоранс Парли, министр обороны Франции в 2018, “экспорт вооружений – это модель нашего суверенитета”.
Доктрина в основной части осталась без изменений после Холодной войны несмотря на произошедшие изменения в области: Европеизацией производства вооружений, новые нормы в законодательстве и либерализацией военно-промышленного сектора. Небольшие внутренние перемены никогда не ставили под вопрос доктрину французского оружейного экспорта. Огромная административная структура была создана для поддержания доктрины. Военная бюрократия нацелена на продвижение французского вооружения в другие страны. Возник симбиоз – бюрократия помогает поддерживать доктрину и этим поддерживает своё влияние. Подобная политика приводит к определенным издержкам и зависимости. Да, Франция не стала стратегически зависима от США, как этого боялись Голлисты, но военная промышленность страны стала зависима от закупок заграницей.

В век углубления европейских оборонных инициатив, в первую очередь с Германией, доктрина “суверенного бизнеса” создает все больше проблем. Германские законы в области экспорта вооружений намного жестче французских. Ярким примером является отказ немцами от поставок вооружений в Саудовскую Аравию из-за войны в Йемене, когда для французов причиной остановки поставок часто является только эмбарго от ООН, но даже это не всегда на них не влияет. Во время апартеида в ЮАР именно Франция была главным экспортером в эту страну. Кооперация с Германией играет всё большую роль в развитии европейской единой оборонной инициативы, но из-за французской доктрины многие совместные европейские проекты, такие как: проекты основного боевого танка и истребителя, не проходят даже стадию обсуждения.

ф
ф

Конечно, Французский экспорт смог поддержать свои вооруженные силы всем необходимым, за редким исключением вроде беспилотных летательных аппаратов, но с этим экспортом связано много скандалов, самые знаменитые из них:

1) Угон Шербурских катеров в 1967 году, когда Де Голль наложил эмбарго на поставки вооружений всем участникам шести дневной войн, а Израиль оплатил строительство ракетных катеров во Франции и ожидал их доставки к себе. На Рождество 1969 года 5 кораблей пропали из бухты в Нормандии, а 31 декабря появились в Хайфе. Угон был бы невозможен без соучастия французских официальных лиц, которые выполнить условия контракта.
2) Поставка ракет Экзосет Аргентине во время войны за Фолклендские острова. В начале войны Англия надавила на Францию, чтобы она остановила поставки дополнительных ракет, что Франция выполнила, но оставила весь технический персонал для поддержания ракет и самолетов на месте.
3) Поставка в Иран 450,000 артиллерийских снарядов с 1983 по 1985 год через Португалию, Бразилию, Тайланд и Югославию. В поставке были использованы поддельные экспортные сертификаты, о чем знало министерство обороны. Взятки, полученные через поставку, пошли на избирательную кампанию Социалистической партии Франции
4) Закупка Тайванем фрегатов через третьих лиц у Франции в начале 1990ых. Контракты были подписаны без согласования с официальными лицами. Серия “самоубийств” чиновников довольно высокого уровня была связана с контрактом. Одним из самоубийц был начальник снабжения Тайваньского флота и ведущий инженер французского кораблестроительного концерна. В 2010 году международный суд заставил выплатить Тайваню компенсацию в размере 610 миллионов долларов, потому что поставка была сорвана.

Тайваньский эпизод стал поворотным для Французского оружейного экспорта. Многие практики стали известны широкой общественности. Президент Жак Ширак, после своей победы на выборах в 1995 году, остановил выплаты посредникам, вовлечённым в два крупных контракта на поставку кораблей в Саудовскую Аравию и подводных лодок в Пакистан. Есть определённые спекуляции, что делал он это в своих интересах, потому что откаты с контрактов шли его противнику на выборах. В результате Франция смогла вернуться на рынок Саудовской Аравии только в 2012, а взрыв французских инженеров в Карачи в 2002 году мог быть результатом отказа от взяток посредникам.
Сами же политики переносят ответственность лично с себя на государственный аппарат, поддерживающий экспортные поставки Франции.

Цель столь агрессивной экспортной политики довольно простая, она лежит в самой Голлисткой доктрине французского суверенитета от сверхдержав. Французский экспорт вооружений – это в первую очередь бизнес суверенитета.

Автор - Игорь Василенко

Коллективный исторический паблик авторов - https://vk.com/catx2