Найти тему

Стоит ли "приукрашивать" информацию в переговорах/управлении?

Оглавление

Почему, как говорит доктор Хаус, "все врут"?

Здесь работает очень простая закономерность.

Все мы стараемся выглядеть лучше, чем мы есть на самом деле. Это нормально и естественно. Мы подходим к зеркалу с нужной стороны, даже если на нас никто не смотрит, мы знаем, в каком ракурсе нужно встать на фото, рассказываем случившиеся с нами истории в  «правильном» контексте.

Это происходит чаще всего совершенно несознательно, не потому, что мы хотим кого-то обмануть (разве что себя в первую очередь))), а потому что мы художники мы так видим.

Как это проявляется в бизнесе и управлении?

Уже более жёстко, и часто более осознанно (хотя тоже не всегда).

✅ Поставщики рассказывают клиентам, что отгрузят товар через три дня, прекрасно понимая (ну или подозревая), что это произойдет в лучшем случае через семь.

✅ Специалисты отдела персонала приукрашивают компанию и систему мотивации, описывая вакансии (впрочем, они порой реально не знают деталей на местах).

✅ Высшее руководство рассказывают сотрудникам об интересных инновационных проектах, которые на деле лет на тридцать отстали от отрасли.

✅ Непосредственный руководитель обещает златые горы там, где в лучшем случае сотрудника ждёт пара тысяч рублей премии (и то когда-нибудь потом/никогда).

Хорошо это или плохо? Делать так или не стоит? 

Понятно, что откровенно врать (да даже и приукрашивать) - так себе история.

Но...

В конце концов, не говорить же правду-матку о том, что мы сидим в неотапливаемом сарае на краю города (куда не летят самолёты и не едут поезда не доберёшься), занимаемся фигн... никому не нужной рутиной, считаем на счётах, и отгружаем товар через две недели?!

Особенно когда конкуренты (которые по факту ничуть не лучше нас, просто сидят на другом конце города, в своей промзоне) нагло врут в два раза больше нас, да еще и снабжают свое враньё скачанными из интернетов фоточками Москва-Сити?..

Я уже писала в ряде статей, что я сторонник подхода "Можно всё, вопрос последствий". И в данной ситуации у каждого из вариантов свои последствия. 

➡️ Конечно, если говорить сразу правду, то придется уже на первом этапе получать недовольство и возражения (хоть от клиентов, хоть от партнёров, хоть от персонала).

Недовольство и возражения (а то и конфликты) нужно отрабатывать, вкладывая усилия. А для этого хорошо бы уметь их отрабатывать (чего кстати многие не умеют), а это ещё время и усилия на обучение.

➡️ Однако же если не говорить правду, то вначале всё будет проходить гладко, зато позже придется столкнуться с неоправданными ожиданиями...

А неоправданные ожидания чреваты не просто недовольством, а открытой агрессией, негативными отзывами и испорченной репутацией. И здесь усилий для успокоения клиента (или закрытия бесконечной текучести новичков) приходится вкладывать, на мой взгляд, сильно больше.

Как говорится, выбирай на вкус)))

Я сторонник правды сразу. Лично у меня есть несколько крутых проектов, которые начинались с моей фразы «я никогда этого не делала, но готова научиться вместе с вами (буду учиться на вас)))». Да, это точно потребовало больших усилий на входе, но за счет отсутствия лишних ожиданий на выходе заказчики были ооооочень довольны.

Однако каждый бизнес/руководитель/переговорщик конечно выбирает сам (просто прогнозируйте последствия!).

И ещё иногда тут включается ещё история, которую я называю "подложи свинью соседу" - это когда врёт одно подразделение, а с последствиями разбирается другое. Но это уже другая история 🤷‍♀️