24 августа 2020 года.
Хотите знать кто стоит за популярным анонимным телеграм-каналом «Недвижимость инсайды»? Из моего текста Вы об этом не узнаете.
Так получилось, что на прошлой неделе я прокомментировал публикацию, посвященную этому телеграм-каналу. После чего мне пришло сообщение от автора, скрывающегося под псевдонимом «Петр Монич», с дельным советом по поводу моего поведения в соцсетях. Прочитал и сразу осознал, что с детства не воспринимаю анонимов. Ведь именно из-за анонимного послания Пушкин вызвал на дуэль Дантеса и в результате «закатилось солнце русской поэзии». Или вот дедушку моего Макса Цогоева при Сталине определили на лесоповал из-за анонимного доноса. В общем, анонимность вызывает стойкое отторжение из-за истории с Пушкиным и дедушкой.
С другой стороны попытаюсь беспристрастно анализировать «Петра Монича»(«ПМ»). Они/она/оно/он, очевидно, является игроком рынка недвижимости Москвы. Судя по контенту причастен к созданию продукта, к маркетингу, брендингу, архитектуре, имеет доступ к град.документации. По всей видимости, это кто-то, находящийся в рынке, действительно, инсайдер. При этом работая в какой-то ипостаси в столичном девелопменте и взаимодействуя с другими игроками, у «ПМ» вполне могло появится определенное личное отношение к некоторым из них. По себе знаю, это отношение часто хочется выплеснуть, сказать всё в глаза, начистоту. Но бывает нельзя (риск потери дохода, статуса, наличие зависимых людей и т.д.). Анонимность же позволяет высказать то, что накипело. Например, можно назвать Glorax, Патек Групп, ТЭН, Larus Capital и даже, если я верно уловил, AFI Development «шаромыжниками» (жуликами). Можно назвать агентства недвижимости «шакалами рынка» (кроме Whitewill). Видеоблогеров - гноем и глистами (кроме Никиты Журавлёва). В общем, вывалить все свои мысли и суждения, которые в открытую произносить может оказаться условно опасным, во всяком случае, в выбранной «ПМ» форме.
Правда, мне, например, ничто не помешало охарактеризовать девелопера Кирилла Вязовского (Sun Development) «мастером броска» и описать его нечистоплотность. У меня всё хорошо, кстати, как и у Вязовского.
Но я вот думаю, какова практическая цель всего этого злословия со стороны «ПМ»? Канал существует с ноября 2017 года, сейчас у него почти 18 тыс. подписчиков. Мне кажется, что для многих читателей этого СМИ ценны именно оскорбления и хлесткий слог «ПМ». «Недвижимость инсайды» это такое guilty pleasure, некоторым людям очень приятно прочитать очередную пренебрежительно колкость, про «упавшего так низко» «шакала рынка» Метриум или, «о господи, эстатет». В общем, набралось достаточное количество читателей канала, которым весьма приятен процесс наблюдения за обливанием ближнего своего помоями. И «ПМ» это обеспечивает.
Некоторым подписчикам интересна архитектура в широком спектре, от дизайна детских площадок до скриншотов из АГР. «ПМ» обильно снабжает этим визуальным контентом своих читателей, добавляя фирменной желтизны и туда.
Есть другая сторона «Недвижимость Инсайдов» - прогнозирование доходности спекулятивных проектов на рынке новостроек. Инвесторы, очевидно, тоже важная категория подписчиков канала. Не буду в 50-й раз писать о своем негативном отношении к спекуляциям на новостройках и рисков, которые эта деятельность несет частным инвесторам (мое мнение всё равно никого не интересует). С розовыми отчётами «ПМ» основная проблема в том, что совершенно непонятно что находится «под капотом». Дело в том, что прогнозируя доходность покупки новостройки, было бы неплохо хотя бы кратко объяснять методику расчета. Есть цена предполагаемого старта продаж, например, это 250 т.р./м2, и есть прогнозируемая стоимость продажи «на финише» 300 т.р./м2. Получается, что рост цены может составить 20%. Но как «ПМ» вывел цифру 300? Может я что-то пропустил, но мне ни разу не попадалось описание принципов получения цены финиша. Вроде бы у Метриума описанная методика есть (раз ее хотели показать «ПМ»), наверняка, у многих компаний были исследования в этой области. Мы в ТРИНФИКО в свое время тоже пытались ее разработать и даже немного продвинулись в этом направлении (если очень упрощенно, то согласно нашей гипотезе цена финиша - это усредненная стоимость окружающей обьект вторички + некая премия). Насколько я понимаю, «ПМ» свою методику не раскрывал. Видимо, это предполагает необходимость принятия его прогнозов на веру. Я сам видел реакцию очень разумных людей, которые всерьез принимали отчёты «ПМ» в качестве руководства к действию и спрашивали моего финального мнения. Так что даю обратную связь: отчёты у «ПМ» очень эффектные. К содержанию есть много вопросов. При этом «ПМ» анонсирует свои консалтинговые услуги для девелоперов и инвесторов. Интересно, есть ли спрос!
Кстати про деньги. Канал с 18 тыс. читателей по всей видимости приносит устойчивый доход, например, за 20 дней августа мне удалось насчитать 6 однозначно платных публикаций. Я сам обращался к «ПМ» с запросом котировок и знаю, что одна публикация стоит 25 т.р. Мне кажется, что с увеличением количества подписчиков (прежде всего за счёт читателей-инвесторов) должна расти и стоимость платных публикаций, но одновременно, наверное, должна смягчиться и тональность текстов, иначе есть риск постепенной потери рекламодателей. Сейчас у канала, по моему мнению, сложился имидж желтушного таблоида столичного рынка недвижимости, но я думаю, что это просто этап. «ПМ» уже начал «извиняться» в своей особой манере за ранее написанное и пытаться отыграть всё назад. Видимо, так и до чистки архива злословия недалеко.
Я лично читаю канал, потому что он касается моей профессиональной деятельности, недвижимости и инвестиций. Читать не так, чтобы приятно, наши стилистические различия с «ПМ» очевидны без лексической экспертизы. Мат, безапелляционность суждений, общий пренебрежительный тон по отношению ко всем и всему мне не нравится, я не люблю такое. Но иногда бывает интересно, попадается довольно много эксклюзивной информации. Поэтому отписываться не собираюсь, наоборот, имея свой канал с 370 подписчиками (всех ценю) пытаюсь почерпнуть лучшее, что есть у «ПМ». Ведь в отличие от меня и прочих эпигонов «Недвижимость Инсайды» набрали почти 18 тыс. подписчиков, значит, у них есть чему поучиться. В любом случае, результат «Недвижимости Инсайдов» достоин признания, канал читают и обсуждают, на него ссылаются и ему верят, даже несмотря на анонимность авторов. Рекламодатели несут деньги. Собственно, что ещё нужно для тематического коммерческого СМИ?
В заключение: всё тайное рано или поздно становится явным. Автор «Железобетонного замеса» уже известен, «ПМ» ждёт та же участь, поэтому я призываю его/её/их и вообще авторов анонимных телеграм-каналов писать аккуратнее, ведь в мире много мстительных и не прощающих обид людей, которые ждут момента раскрытия тайны, чтобы нанести болезненный удар, часто реальный по голове, а не словесный.
Ну и конечно, если Вы прочитали весь этот текст, не могу не воспользоваться Вашим великодушием: подписывайтесь на мой канал (ссылка в первом комментарии). Я не аноним, и стараюсь писать по методу Марка Твена, который говорил следующее: «правду следует подавать так, как подают пальто, а не швырять в лицо, как мокрое полотенце». Чего и всем желаю.