На днях в районе домов 72/1 – 72/4 по улице Шишкова в Воронеже произошла неприятная ситуация – владельца квартиры в одном из этих домов чуть не избила компания приезжих из республик бывшего СССР за то, что тот не умеет правильно ездить в «их» дворах.
Эту ситуацию стоит рассматривать в нескольких ракурсах, каждый из которых является болевой точкой для региона. Коррупция, нарушение строительных нормативов, слабость и бездействие городской администрации, нерешенный национальный вопрос и возникающие в связи с ним противоречия – вот те проблемы, которые мы постараемся рассмотреть в рамках расследования. И сделать ряд выводов, которые покажутся интересными для думающих людей и болезненными для органов власти всех уровней.
Не квартал, а страшный сон архитектора
Начнем с самого очевидного ракурса – архитектурного. На небольшом участке земли по улице Шишкова в 2014 году выросло сразу пять (!) семнадцатиэтажных зданий по соседству с Ботаническим садом. Как обещает продавец, жильцов ждет здоровая экологическая обстановка и хорошая транспортная доступность. Цены на квартиры соответствуют описанию. На профильных сайтах по продаже недвижимости стоимость однокомнатной квартиры (на вторичном рынке), метражом 42 кв. м, не опускает ниже 2,5 млн рублей, двухкомнатной – не ниже 4,5 млн рублей. Неплохие деньги для Воронежа, где настоящая средняя заработная плата (а не предоставляемая статистикой как «средняя по больнице») не превышает 20-22 тысяч рублей.
И если с экологической составляющей разобраться должны профильные ведомства, то о транспортной доступности, пожалуй, расскажем сами. Итак, четыре из пяти домов – семнадцатиэтажные, исходя из плана, в них 2000 квартир В каждой семье одна машина. Уже получается 2000 автомобилей. Куда же должны поставить жильцы своих «железных коней» на ночь? Может, при ЖК с такими далеко не средними ценами на жилье есть паркинг? Конечно, нет! "Выбор" дома строит, а не какие-то там парковки. В результате по и без того узким улочкам внутри ЖК в две стороны сразу проехать невозможно: один дорогу должен уступить, второй проехать. У самого жилого комплекса люди вынуждены парковаться или на проезжей части в два ряда, или ставить машины где придется.
Схема жилого квартал по ул. Шишкова, 72
План этажа в жилом комплексе по ул. Шишкова, 72. Общее число квартир на этаже - 25.
Обычная картина для «человейника», в который люди приезжают поспать, а утром вновь отправляются на работу. Вот только одна проблема: если возникнет чрезвычайная ситуация, когда понадобится помощь скорой, полиции или пожарных, неизвестно, как будут эти службы добираться до места возникновения чрезвычайной ситуации. Или архитекторы, сдававшие проект, такие оптимисты, что и не предполагают, что у пожилых людей может прихватить сердце, кто-то забудет вынуть электрический прибор из сети, а у кого-то просто-напросто выхватят сумку поздней ночью. Или, как в нашем случае, захотят обучить русскому языку в полдвенадцатого ночи (но об этом чуть позже).
Честный архитектор проект не подписал
Но если дом есть, значит, он кому-нибудь нужен? А в нашем случае – значит, кто-то согласовал его проект на уровне города? Этот кто-то - архитектор. А учитывая приблизительную стоимость всего комплекса порядка 7 млрд рублей (2000 квартир по средней стоимости 2,5 млн рублей), интерес этот объект представлял не только для городских, но и для областных архитекторов. Не говоря уж о районных.
А вот с районными Коминтерновскому району везло не всегда. Находились и честные специалисты. Один такой долгое время работал на своей должности, пока ему не предложили подписать разрешительную документацию к объекту, который не выдерживал никакой критики. Ему и намекали, и просили по-хорошему, а архитектор все отказывался. Его отправили в отпуск. За это время были подписаны все документы. Оставались лишь подпись несговорчивого архитектора. Из отпуска он вышел, но решение свое не поменял и проект не подписал. Тогда его уволили.
Но человек оказался принципиальный, и начал восстанавливаться на службе через суды. Проверки прокуратуры и других ведомств дали свои плоды – чиновник был восстановлен и спокойно вышел на пенсию через несколько лет.
А вот проект ЖК по улице Шишкова согласовали без особых проблем. Не беремся даже судить, по какой именно причине...
«Человейники» с национальным колоритом
Вернемся к нашей ситуации, которая подтолкнула нас вспомнить об этом жилом комплексе. Наш читатель поздно вечером приехал в один из домов, чтобы проверить состояние квартиры. Возвращался он поздно, в одиннадцать часов вечера. Казалось бы, машин на дорогах быть не должно. Однако проехать к своему подъезду все равно было невозможно из-за припаркованных по обеим сторонам проезда машин. Наш читатель уже выезжал с территории ЖК, как вдруг на его пути появился автомобиль, за рулем которого были приезжие из республик бывшего СССР. Он вежливо попросил их отъехать в свободное место, чтобы выехать самому. Попросил соседей «спрятать зад», чтобы не повредить ни свою, ни их машину. В ответ горячие мужчины стали выяснять, что это за «зад» такой и о чем речь. Наш читатель задал роковой вопрос: «Вы что, по-русски не понимаете? Уберите заднюю часть машины, я проеду и не буду вам мешать». Вполне вежливо звучит.
Но не таковы оказались приезжие из бывших республик СССР. Они сразу оскорбились, рассказывая, что русский знают получше нашего читателя и сейчас его «научат». И, судя по тому, что к разгоряченной южной компании стали подходить друзья и родственники, обучение это должно было пройти в максимально практической форме. Можно даже сказать прикладной. Тем более, что приезжие в достаточно грубой форме уточнили, что они здесь – хозяева, а наш читатель – гость. Вот только обратившийся в редакция владелец квартиры в одиннадцать вечера почему-то не захотел «прикладываться» и вступать в разгорающийся конфликт и поехал по своим делам, прибавив газу.
Этот же читатель поведал, что повстречавшиеся на его пути приезжие – далеко не единственные иностранцы из ближнего зарубежья. У него достаточно соседей, которые тоже приехали из разных солнечных республик и поселились с ним по соседству. И, на первый взгляд, за людей можно только порадоваться – у них нашлись средства на приобретение и жилья, и квартиры не только для себя, но и для родственников. Причем не только для близких, но и дальних. А вот второй взгляд уже не кажется столь оптимистичным. Особенно после высказывания о том, кто где хозяин и кто кому гость. Налицо признаки конфликта, который мог возникнуть на самой неприятной для правоохранителей и руководства всех ведомств и органов управления на муниципальном и региональном уровне – на межнациональной почве. Да, в документах бы потом написали, что почва была бытовой, никто про хозяев ничего не говорил, а видеозаписи с камер наблюдения волшебных образом или исчезли, или не воспроизводили звук. И даже не будем уточнять, кто в итоге был бы виноват – все и так всё понимают.
В этом и беда «человечников» - в Москве, где их уже достаточно не только в городе, но и в области, не редки случаи, когда мигранты, проживающие в таких вот ЖК толпой нападают на местных по тем или иным причинам (девушка красивая понравилась, воровство или просто кулаки чешутся). Стоит вспомнить, каким кровавым было прошлое лето для Московской области – убиты были боец спецназа ГРУ Никита Белянкин и мастер спорта по классической борьбе Сергей Чуев. Первый пострадал от нескольких армян, второй – от приезжих из Средней Азии. Естественно, ведомство Игоря Баринова (Федеральное агентство по делам национальностей) сразу поспешило заявить, что конфликт возник на бытовой почве, признаков межнациональной розни нет и не было, а все сообщения, где конфликты были описаны как межнациональные, приходили с зарубежных IP-адресов и просто хотели дестабилизировать политическую стабильность в стране. Нужны ли Воронежу подобные скандалы? Сомневаемся. Как не нужны и проблемы в нарушении этноконфессионального баланса, который в регионе стараниями чиновников УРП, и без того находится в весьма расшатанном состоянии.
Поэтому и возникает вопрос о том, для чего согласовываются такие проекты жилых комплексов. Кто проверяет их безопасность для жителей и города в целом? И были ли вообще такие проверки со стороны ГИБДД, ГУ МВД, прокуратуры? Кто должен заниматься решением вопроса об организации парковочных мест? Или ГК «Выбор» работает по принципу – не нравится отсутствие парковки, ищите сами другие ЖК? Ваши машины – только ваши проблемы? Тогда где же их хваленая социальная инфраструктура и соцответственность перед городом и жителями? И была ли она вообще?
Вопросов много. И редакция регионального делового издания со своей стороны адресует их и ГИБДД, и прокуратуре. Об ответах из этих ведомств и администрации Воронежа мы обязательно сообщим читателям.