Найти тему

Танк КВ: уязвимости непобедимого

Здравствуй дорогой читатель!
Дочитывая статью и подписываясь на канал, Вы помогаете автору. Так же если статья понравилась, жмите большой палец вверх. Если же возникли вопросы, замечания или просто хотите выразить своё мнение, то пишите комментарии.

Тяжёлый танк КВ стал неприятным противником для германских военных в 1941 году. Осознание того, что у Красной Армии появилось оружие, о котором мало что было известно, кроме того, что оно практически неуязвимо не могло не сказаться на моральном состоянии немцев.

Танк КВ получил боевое крещение в Финляндии, став полной неожиданностью для защитников линии Маннергейма. Летом 1941-го года, КВ считался очень мощным танком не только на советско-германском фронте, но и во всём мире. Одними из первых героев-танкистов Великой Отечественной войны стали экипажи КВ. Пожалуй, самый знаменитый из них — Зиновия Григорьевича Колобанова, который в одном бою подбил 22 танка противника.

Однако КВ не был идеальной машиной и имел множество недостатков, как в плане тактико-технических характеристик, так с точки зрения внутренней составляющей танка.

На фронтах Великой Отечественной войны, КВ стал неприятным сюрпризом для немецких танкистов, однако медленные и неповоротливые машины, действующие отдельно от пехоты, оказались легко уязвимы при окружении и заходе с флангов.

КВ имел множество модификаций, воплощённых, как в металле, так и в виде проектов. Тем не менее, в августе 1942 года эту боевую машину сняли с производства и вместо неё появились другие тяжёлые танки. Однако они тоже ушли в тень, отдав первенство Т-34.

Перед принятием рокового решения для КВ, советские военные проделали работу по изучению уязвимостей этого танка, что способствовало устранению аналогичных неполадок машин, находящихся на тот момент в действующей армии, а так же тех, которые еще только предстояло выпустить с конвейера.

На основании этих исследований был составлен ряд документов, характеризующих основные недостатки данной модели боевой машины. Один из них был составлен 20 апреля 1942 года, под авторством заместителя командующего 54-й армией по танковым войскам генерал-майора танковых войск Алексея Григорьевича Родина, военного комиссара отдела АБТВ 54-й армии старшего батальонного комиссара Сафронова и заместителя начальника АБТВ Армии инженер-подполковника Трофимова Ивана Васильевича. В источнике освящаются основные проблемы танка КВ, выявленные в ходе боев за 1941 и 1942 годы.

Вашему вниманию предоставляется сам текст документа с комментариями автора канала.

-2

Опыт применения танков «КВ», за истекший период войны, выявил целый ряд уязвимых мест в танке, как с точки зрения конструкции, так и с точки зрения боевых приёмов применяемых противником, из них:

1. НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫЕ ТОЧКИ В ТАНКЕ ПОРАЖЕНЫЕ ПТО ПРОТИВНИКА. (Отмечены красным цветом, изображение ниже)

1.1. Люк мех-водителя.

1.2. Антенное устройство и антенна.

1.3. Маска и ствол пушки.

1.4. Верхний и нижний погон вращения башни.

1.5. Колеса и кривошипы ленивца.

1.6. Ведущие колеса танка.

1.7. Приборы щитка водителя: аэротермометры, масломанометр, амперметр и осветительная арматура. Разрушение приборов, обусловлено жестким креплением щитка к броне танка. От сильного сотрясения щитка, при попадании снарядов в броню, разбиваются стёкла, вылетают стрелки и нарушается регулировка приборов. Щиток необходимо монтировать на амортизаторах.

1.8. Броневые колпаки приборов наблюдения и сами приборы /ПТ и ПТК/.

1.9. Нижний обрез башни, что вызывает заклинивание башни и сгорание обмоток мотора поворота башни.

1.10. Шаровые установки и пулемёты.

2. ТОЧКИ ПОРАЖЕННЫЕ РУЖЕЙНО-ПУЛЕМЕТНЫМ ОГНЕМ.

2.1. Приборы наблюдения и управления огнем. /Головки ПТ и ПТК/.

2.2. Антенна и антенное устройство.

2.3. Ствол пушки

Изображение крайне криповое.  Мало того, что отзеркалено, так еще и башня  КВ, который был у бабушки. Но это первое что было найдено по качеству и с четко выраженными элементами.
Изображение крайне криповое. Мало того, что отзеркалено, так еще и башня КВ, который был у бабушки. Но это первое что было найдено по качеству и с четко выраженными элементами.

НАИБОЛЕЕ ПОРАЖЕННЫЕ ЧАСТИ ТАНКА ОТ ПРОТИВОТАНКОВЫХ МИН И ФУГАСОВ. (Эти пункты отмечены синим цветом, изображение выше)

3.1 Гусеница

3.2 Поддерживающие катки, балансиры, торсионные валы.

3. АГРЕГАТЫ И ДЕТАЛИ ТАНКА, ОБЛАДАЮЩИЕ ДОСТАТОЧНОЙ ПРОЧНОСТЬЮ, ПРИ ДВИЖЕНИИ ПО ЛЕСИСТО-БОЛОТИСТОЙ МЕСТНОСТИ И ПО ГЛУБОКОМУ СНЕГУ.

3.1. Мотор В-2К /недостаточен запас мощности/. От перегрева наблюдается выпадение клапанных гнезд, и пробивание прокладок блока.

3.2. Главный фрикцион. /Подгорание и коробление дисков/.

3.3. Коробка перемены передач. /Срыв и поломка шестерен и кареток первой и замедленной передачи; поломка первичного и вторичного вала/.

3.4. Торсионные валы.

3.5. Срыв и поломка боковых крыльев танка.

4. ПОЛОМКИ МЕХАНИЗМОВ, ХАРАКТЕРНЫЕ ДЛЯ ЗИМНЕГО ПЕРИОДА ЭКСПЛУАТАЦИИ.

4.1. Размораживание радиаторов и мотора при вынужденных остановках танка на поле боя /Систему охлаждения зимой, необходимо заполнять исключительно, антифризом/.

4.2. Срыв зубьев шестерни стартера /От нарушения регулировки зазора между зубьями шестерни стартера и маховика и, больших напряжений при заводке холодного мотора/.

4.3. Сгорание обмоток стартера.

-4

5. НЕДОЛГОВЕЧНЫЕ ДЕТАЛИ, ТРЕБУЮЩИЕ ЧАСТОЙ СМЕНЫ ОТ ИЗНОСА.

5.1. Турбина /От чрезмерно быстрого смятия шлицов втулки и быстрого износа подшипников/.

На основе изложенного прошу:

1. Учесть необходимость повышения норм изготовления агрегатов и деталей, подвергающихся наибольшему поражению и износу – на заводах промышленности.

2. Снабдить Армию достаточным количеством перечисленных агрегатов и запчастей, для обеспечения боевой деятельности танковых бригад, учтя, что в настоящее время, директивой ГАБТУ КА, категорически запрещено использование танков подлежащих заводскому восстановлению, годных деталей, для ремонта танков на поле боя.

Отсутствие резерва запчастей в танковых бригадах и в складе Армии не даёт возможности быстрого восстановления танков на поле боя и увеличивает безвозвратные потери танков и от артогня противника.

-5

На первый взгляд, по выводам в документе, можно подумать, что не так уж и много уязвимостей у этого танка. Но если проанализировать более тщательно, то выясняется следующее: во-первых, в случае гибели механика-водителя, танк становится неподвижным дотом, что равносильно смерти, ровно, как и в случае поломки ходовой части. Во-вторых, маска орудия и сам ствол — основные средства ведения огня, и если танковые дуэли происходили не часто, то уничтожать огневые точки противника одним лишь пулеметом — весьма затруднительно и малоэффективно. В-третьих, в башне сосредоточена основная огневая мощь танка и выход из строя механизма поворота не даст повернуть в нужную сторону и ответить неприятелю огнем, а это уже прямая возможность уничтожения боевой машины путем захода с фланга. В-четвертых, потеряв антенну и оставшись без связи, экипаж не сможет сообщить о своем положении, и если без поддержки пехоты, притворит в жизнь все выше перечисленное в предыдущих пунктах. В-пятых, без приборов наблюдения, танк, и так имеющий ограниченный обзор, останется полностью слепым. Как итог, неповоротливый монстр станет легкой целью для уничтожения.

Однако существуют и скрытые от противника проблемы, способные привести к печальным последствиям. Так, например, мощный мотор, все же не мог вытянуть КВ из «противотанковой» местности, что приводило к выходу из строя КПП, особенно на пониженных передачах. В самом неблагоприятном исходе это грозило поломкой двигателя. Пожалуй, такая ситуация хороша знакома многим автомобилистам.

-6

Результаты, впечатления и замечания пишите в комментариях или же в личные сообщения через сервис Я.Мессенджер.

-7