Т-34 был одним из самых простых, массовых и дешёвых танков при достойной эффективности не только против пехоты, но и танков противника. За обобщёнными фактами кажется, что Т-34 был отсталой машиной к концу войны и ничего нового не привнёс. На самом деле наоборот – простота Т-34 задала вектор развития будущих боевых машин, а одна из деталей остаётся актуальной даже в наши дни.
Особенности Т-34.
Изначальное техническое задание предполагало, что Т-34 должен был стать колёсно-гусеничным, но в последствии, от идеи отказались. Михаил Кошкин настоял на простоте конструкции, что дало позитивный результат. Производство новых танков быстро освоили в Харькове, а военное время дало стимул наладить выпуск ещё на нескольких предприятиях.
Не менее интересно особенностью считают сварку, которую в то время никто не использовал. Речь идёт об автоматической дуговой сварке под флюсом. В период Второй Мировой, такой метод использовали только в СССР. В первое время, качество оставляло желать лучшего из-за неопытности персонала, сложностей на предприятиях, спешки и невероятно большого количества выпускаемых боевых машин. Но к 1943 году, качество производства резко возросло и сварные швы не стали исключением.
Кроме того, Т-34 имел уникальный для своего времени силовой агрегат. Речь идёт о дизельном двигателе В-2. Мощность 500 лошадиных сил была одна из выдающихся к 1940 году и оставалась приличной даже после войны. При массе в 26-30 тонн (Т-34 с 1940 по 1943 годы), мотор обеспечивал отличную мобильность и динамику. Кроме вышесказанного, многие боевые машины начального периода Второй Мировой использовали узкие гусеницы, в то время как Т-34 доказал, что широкие траки гораздо лучше и минимально влияют на скорость боевой машины на ровной дороге при колоссальном преимуществе на пересечённой местности.
Какая деталь опередила своё время?
В Т-34 самым передовым был двигатель. Он оказался крайне простым и мощным, особенно среди дизельных аналогов других стран. Яркий пример М4А2 «Шерман» со спаркой из двух дизельных двигателей GM 6046 общей мощностью 375 лошадиных сил, при том, что американский танк весил больше.
Революционность В-2 заключается не только в его мощность, при том факте, что он дизельный и т.п. В первую очередь, мотор оказался крайне надёжным. Все проблемы ранних Т-34 заключались в низкокачественно трансмиссии, недостаточном объёме воздушного и масленого фильтра, из-за чего мотор буквально захламлялся и «дышал пылью».
Этот факт мало кто замечает, но блок цилиндров у В-2 делался из алюминия. Сейчас этим никого не удивишь, но в то время, только авиационные моторы имели алюминиевое основание, в то время как танковые моторы (в том числе адаптированные с авиации) отливались из чугуна. К тому же, советский агрегат не имел карбюратора, что было огромной редкостью. Для обеспечения питания использовался непосредственный впрыск.
Отдельно хотелось бы упомянуть валы ГРМ. Все четыре вала были над блоком цилиндров, в то время как остальные танки того периода использовали расположение на уровне цилиндров по меньшей мере двух валов и ещё два над цилиндрами.
Ну и последний аргумент в большей степени исторический. Моторы конструкции В-2 используют до сих пор. Даже X-образный двигатель для «Арматы» является спаркой двух агрегатов семейства В-2 с сопряжением поршней и шатунов на одном коленчатом вале. Сами подумайте – даже в Т-90М используется потомок В-2 – В-92С2Ф. Да – турбированный, усовершенствованный, наверняка с изменённым объёмом, но общая конструкция остаётся неизменной вот уже 80 лет. Это говорит не о том, что СССР, а сейчас и Россия не могут сделать что-то новое. Это значит, что мотор, в определённой степени актуален даже сейчас, невзирая на придел своих возможностей и порог в 1 200 лошадиных сил вряд ли удастся преодолеть. Но мощность оригинального двигателя – 500 лошадиных сил, а массово производящиеся сейчас – 1 130 лошадиных сил. Почти 60% прирост… На такое способен далеко не каждый агрегат.
Ну и последнее… По мнению специалистов, В-2 опередил развитие танковых моторов на 30-40 лет, что уже говорит о многом.
Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.