Найти тему
VarТехник

Эта деталь в Т-34 опередила время на десятилетия.

Оглавление

Т-34 был одним из самых простых, массовых и дешёвых танков при достойной эффективности не только против пехоты, но и танков противника. За обобщёнными фактами кажется, что Т-34 был отсталой машиной к концу войны и ничего нового не привнёс. На самом деле наоборот – простота Т-34 задала вектор развития будущих боевых машин, а одна из деталей остаётся актуальной даже в наши дни.

Особенности Т-34.

Изначальное техническое задание предполагало, что Т-34 должен был стать колёсно-гусеничным, но в последствии, от идеи отказались. Михаил Кошкин настоял на простоте конструкции, что дало позитивный результат. Производство новых танков быстро освоили в Харькове, а военное время дало стимул наладить выпуск ещё на нескольких предприятиях.

Не менее интересно особенностью считают сварку, которую в то время никто не использовал. Речь идёт об автоматической дуговой сварке под флюсом. В период Второй Мировой, такой метод использовали только в СССР. В первое время, качество оставляло желать лучшего из-за неопытности персонала, сложностей на предприятиях, спешки и невероятно большого количества выпускаемых боевых машин. Но к 1943 году, качество производства резко возросло и сварные швы не стали исключением.

-2

Кроме того, Т-34 имел уникальный для своего времени силовой агрегат. Речь идёт о дизельном двигателе В-2. Мощность 500 лошадиных сил была одна из выдающихся к 1940 году и оставалась приличной даже после войны. При массе в 26-30 тонн (Т-34 с 1940 по 1943 годы), мотор обеспечивал отличную мобильность и динамику. Кроме вышесказанного, многие боевые машины начального периода Второй Мировой использовали узкие гусеницы, в то время как Т-34 доказал, что широкие траки гораздо лучше и минимально влияют на скорость боевой машины на ровной дороге при колоссальном преимуществе на пересечённой местности.

Какая деталь опередила своё время?

В Т-34 самым передовым был двигатель. Он оказался крайне простым и мощным, особенно среди дизельных аналогов других стран. Яркий пример М4А2 «Шерман» со спаркой из двух дизельных двигателей GM 6046 общей мощностью 375 лошадиных сил, при том, что американский танк весил больше.

-3

Революционность В-2 заключается не только в его мощность, при том факте, что он дизельный и т.п. В первую очередь, мотор оказался крайне надёжным. Все проблемы ранних Т-34 заключались в низкокачественно трансмиссии, недостаточном объёме воздушного и масленого фильтра, из-за чего мотор буквально захламлялся и «дышал пылью».

Этот факт мало кто замечает, но блок цилиндров у В-2 делался из алюминия. Сейчас этим никого не удивишь, но в то время, только авиационные моторы имели алюминиевое основание, в то время как танковые моторы (в том числе адаптированные с авиации) отливались из чугуна. К тому же, советский агрегат не имел карбюратора, что было огромной редкостью. Для обеспечения питания использовался непосредственный впрыск.

-4

Отдельно хотелось бы упомянуть валы ГРМ. Все четыре вала были над блоком цилиндров, в то время как остальные танки того периода использовали расположение на уровне цилиндров по меньшей мере двух валов и ещё два над цилиндрами.

Ну и последний аргумент в большей степени исторический. Моторы конструкции В-2 используют до сих пор. Даже X-образный двигатель для «Арматы» является спаркой двух агрегатов семейства В-2 с сопряжением поршней и шатунов на одном коленчатом вале. Сами подумайте – даже в Т-90М используется потомок В-2 – В-92С2Ф. Да – турбированный, усовершенствованный, наверняка с изменённым объёмом, но общая конструкция остаётся неизменной вот уже 80 лет. Это говорит не о том, что СССР, а сейчас и Россия не могут сделать что-то новое. Это значит, что мотор, в определённой степени актуален даже сейчас, невзирая на придел своих возможностей и порог в 1 200 лошадиных сил вряд ли удастся преодолеть. Но мощность оригинального двигателя – 500 лошадиных сил, а массово производящиеся сейчас – 1 130 лошадиных сил. Почти 60% прирост… На такое способен далеко не каждый агрегат.

-5

Ну и последнее… По мнению специалистов, В-2 опередил развитие танковых моторов на 30-40 лет, что уже говорит о многом.

Подписывайтесь на канал. На нём регулярно выходят актуальные статьи на военную тему. Оценивайте контент и делитесь им с друзьями.