Найти тему
Vitroart. Все о витражах

Витражи Васильевского острова в Санкт-Петербурге, часть первая

Васильевский остров — самый крупный в дельте Невы.

На протяжении всей истории Петербурга здесь находились важнейшие для города и страны учреждения: Академия наук, Академия художеств, университет и другие вузы, музеи, научные организации, фабрики и заводы…

В конце XIX – начале ХХ века здесь, как и в других районах города, началось активное строительство доходных домов для сдачи квартир в наём.

Их архитектурное убранство до сих пор является предметом интереса для краеведов, историков и искусствоведов. Учет витражей в этих зданиях, и ныне являющихся жилым фондом города, стало главной задачей нашего проекта.

Однако рассказ об этой части города в рамках данной темы был бы неполным без упоминания тех произведений искусства, которые были перенесены с их исторического места в музеи или уже утрачены.

Гравюра с изображением витражей в конференц-зале Академии художеств. «Нива», 1881, № 26. С. 560–561.
Гравюра с изображением витражей в конференц-зале Академии художеств. «Нива», 1881, № 26. С. 560–561.

В собрании Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств находится несколько витражей — настоящих шедевров монументально-декоративного искусства, имеющих значение не только для Петербурга, но и для всей России.

Фрагмент витража В. Д. Сверчкова из окон Академии художеств. НИИМ РАХ. Фото В. Н. Лебедева. 2000-е
Фрагмент витража В. Д. Сверчкова из окон Академии художеств. НИИМ РАХ. Фото В. Н. Лебедева. 2000-е

В 1870-е годы конференц-зал академии украсили шесть разноцветных окон, созданных в Германии в мастерской русско-финского художника Владимира Дмитриевича Сверчкова (1821–1888). Они могут считаться самыми старыми витражами на территории Васильевского острова и ожидают сейчас реставрации в фондах музея.

Фрагмент витража В. Д. Сверчкова из окон Академии художеств. НИИМ РАХ. Фото В. Н. Лебедева. 2000-е
Фрагмент витража В. Д. Сверчкова из окон Академии художеств. НИИМ РАХ. Фото В. Н. Лебедева. 2000-е

В трех больших окнах — аллегории искусств: живописи, скульптуры и архитектуры. На трех малых витражах, когда-то расположенных над большими, в окнах второго света конференц-зала были изображения вензелей императриц — Елизаветы Петровны, основательницы академии, и Екатерины II, давшей первый устав академии, а также изображен герб академии с атрибутами.

Все три витража сильно пострадали от времени.

 Малый витраж из Академии художеств. 1870-е. Мастерская В. Д. Сверчкова, Германия. 
Частное собрание. Фото Т. В. Княжицкой, 2000-е
Малый витраж из Академии художеств. 1870-е. Мастерская В. Д. Сверчкова, Германия. Частное собрание. Фото Т. В. Княжицкой, 2000-е

Фрагмент одного из них восстановлен и находится в частной коллекции. Выполненные в комбинированной технике в традициях немецкого витражного искусства, они находились на своих местах до 1940 года. Во время войны их демонтировали.

Витраж «Воскресение Христово». 1899. Эскиз Н. А. Бруни, мастерская Ф. К. Цеттлера, Германия. НИИМ РАХ. Фото Т. В. Княжицкой, 2009
Витраж «Воскресение Христово». 1899. Эскиз Н. А. Бруни, мастерская Ф. К. Цеттлера, Германия. НИИМ РАХ. Фото Т. В. Княжицкой, 2009

В том же собрании НИИМ РАХ находится еще одно уникальное окно — алтарный образ с изображением Воскресения Христова из церкви Св. Александра Невского во 2-м Кадетском корпусе на Ждановской набережной.

Эта работа была создана по проекту замечательного русского художника Н. А. Бруни, автора монументальных росписей для многих православных храмов. «Воскресение Христово» было воплощено в материале мюнхенской фирмой Ф. К. Цеттлера в 1899 году.

Этот стеклянный алтарный образ, как и запрестольный витраж, выполненный по эскизу того же художника для Великокняжеской усыпальницы Петропавловского собора, представляют собой замечательные памятники религиозного витражного искусства в нашей стране. 

Впоследствии они стали образцами для витражей во многих других православных храмах, и не только в России, но и за рубежом.

Травленое стекло с монограммой из особняка М. П. Боткина. Фото С. В. Васильева, 2017
Травленое стекло с монограммой из особняка М. П. Боткина. Фото С. В. Васильева, 2017

В бывшем особняке академика М. П. Боткина (18-я линия, 1), который занимает Музей-институт семьи Рерихов, на 2-м этаже парадной лестницы сохранились оригинальные стекла с травлением по матовому стеклу.
Рисунок в виде монограммы владельца дома — буква «Б» в богатом орнаментальном обрамлении — повторяется дважды в обеих створках окна.

В собрании того же музея находится небольшой по размеру свинцово-паечный с росписью витраж «Средневековье» — работа 1910 года, выполненная неизвестным учеником Императорского общества поощрения художеств по классу живописи по стеклу.

Это было одно из первых учреждений в России, где готовили художников такой специализации. Класс живописи по стеклу был открыт здесь в 1895 году.

Изделия завода М. Эрленбаха на выставке 1882 г. в Москве. Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве.
С.-Петербург; Москва, 1882. C. 188.
Изделия завода М. Эрленбаха на выставке 1882 г. в Москве. Иллюстрированное описание Всероссийской художественно-промышленной выставки в Москве. С.-Петербург; Москва, 1882. C. 188.

До революции на Васильевском острове находилась одна из крупнейших в России витражных мастерских, которая была частью обширного производственного и торгового комплекса предпринимателей прусского подданства — семьи Франк.

Еще в 1888 году на участке № 3 по 22-й линии была основана стекольная фабрика с отделочными мастерскими. Она принадлежала прусскому подданному Максимилиану Эрленбаху и уже в первые годы существования заявила о себе прекрасными художественными изделиями. Впоследствии дело Эрленбахов было выкуплено семьей Франк.

Групповой портрет семьи стеклопромышллеников Франк. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.
Групповой портрет семьи стеклопромышллеников Франк. Фото ЦГАКФФД, начало ХХ в.

За несколько десятилетий братья Адольф и Максимилиан Франк стали играть видную роль в стекольной промышленности Северо-Запада России.

Их заводы производили оконные стекла разных цветов, с фактурной поверхностью, опаловые, стекла монье с проволокой, зеркальные, стекла для картин, фотографические, стеклянные кирпичи «фальконье», стеклянные призмы, стекло для корабельных и тротуарных иллюминаторов, фацеты, мелкие штучные сувенирные изделия и многое другое.

Художественная мастерская, существовавшая в структуре производственного комплекса, декорировала листовое стекло росписью, гравировкой, травлением, здесь создавали витражи на свинцовой и латунной протяжке.

Мастерская просуществовала в общей сложности более тридцати лет, хотя юридически сменила несколько владельцев: с 1888 года она находилась в составе торгового дома «М. Эрленбах и К°», в 1896-м вошла в состав Северного стекольно-промышленного общества, в 1902-м стала собственностью торгового дома «М. Франк и К°», а в 1911 году передана С.-Петербургскому акционерному стекольно-промышленному обществу, в составе которого находилась до 1917 года.

Ее фактическими хозяевами оставались братья Франк

Витраж «Петр Великий». 1908. Эскиз В. И. Быстренина, мастерская «М. Франк и К°». Иллюстрированный альбом международной
строительной выставки в Петербурге. СПб., 1908. С. 33.
Витраж «Петр Великий». 1908. Эскиз В. И. Быстренина, мастерская «М. Франк и К°». Иллюстрированный альбом международной строительной выставки в Петербурге. СПб., 1908. С. 33.

Мастерская зарекомендовала себя как одно из лучших ателье по изготовлению витражей и других изделий из стекла не только в Петербурге, но и в других городах России. Среди самых известных ее работ — витраж для Московской консерватории, алтарный образ в часовне Института им. Д. О. Отта, стеклянное панно «Пётр Великий» по эскизу художника В. И. Быстренина, созданное как выставочный образец (не сохранилось), сотни разноцветных окон для особняков, общественных сооружений и доходных домов.

Как мы видим , на Васильевском острове было очень много произведений витражного искусства и я продолжу историю о них в следующей статье, оставайтесь на моем канале !

Вы бывали на Васильевском острове? Какое впечатление он на вас произвёл ?

#spbvitro2020 #spbvitro2020_васильевскийостров #васильевскийостров #петербургскиевитражи #дозодныедома