Васильевский остров — самый крупный в дельте Невы.
На протяжении всей истории Петербурга здесь находились важнейшие для города и страны учреждения: Академия наук, Академия художеств, университет и другие вузы, музеи, научные организации, фабрики и заводы…
В конце XIX – начале ХХ века здесь, как и в других районах города, началось активное строительство доходных домов для сдачи квартир в наём.
Их архитектурное убранство до сих пор является предметом интереса для краеведов, историков и искусствоведов. Учет витражей в этих зданиях, и ныне являющихся жилым фондом города, стало главной задачей нашего проекта.
Однако рассказ об этой части города в рамках данной темы был бы неполным без упоминания тех произведений искусства, которые были перенесены с их исторического места в музеи или уже утрачены.
В собрании Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств находится несколько витражей — настоящих шедевров монументально-декоративного искусства, имеющих значение не только для Петербурга, но и для всей России.
В 1870-е годы конференц-зал академии украсили шесть разноцветных окон, созданных в Германии в мастерской русско-финского художника Владимира Дмитриевича Сверчкова (1821–1888). Они могут считаться самыми старыми витражами на территории Васильевского острова и ожидают сейчас реставрации в фондах музея.
В трех больших окнах — аллегории искусств: живописи, скульптуры и архитектуры. На трех малых витражах, когда-то расположенных над большими, в окнах второго света конференц-зала были изображения вензелей императриц — Елизаветы Петровны, основательницы академии, и Екатерины II, давшей первый устав академии, а также изображен герб академии с атрибутами.
Все три витража сильно пострадали от времени.
Фрагмент одного из них восстановлен и находится в частной коллекции. Выполненные в комбинированной технике в традициях немецкого витражного искусства, они находились на своих местах до 1940 года. Во время войны их демонтировали.
В том же собрании НИИМ РАХ находится еще одно уникальное окно — алтарный образ с изображением Воскресения Христова из церкви Св. Александра Невского во 2-м Кадетском корпусе на Ждановской набережной.
Эта работа была создана по проекту замечательного русского художника Н. А. Бруни, автора монументальных росписей для многих православных храмов. «Воскресение Христово» было воплощено в материале мюнхенской фирмой Ф. К. Цеттлера в 1899 году.
Этот стеклянный алтарный образ, как и запрестольный витраж, выполненный по эскизу того же художника для Великокняжеской усыпальницы Петропавловского собора, представляют собой замечательные памятники религиозного витражного искусства в нашей стране.
Впоследствии они стали образцами для витражей во многих других православных храмах, и не только в России, но и за рубежом.
В бывшем особняке академика М. П. Боткина (18-я линия, 1), который занимает Музей-институт семьи Рерихов, на 2-м этаже парадной лестницы сохранились оригинальные стекла с травлением по матовому стеклу.
Рисунок в виде монограммы владельца дома — буква «Б» в богатом орнаментальном обрамлении — повторяется дважды в обеих створках окна.
В собрании того же музея находится небольшой по размеру свинцово-паечный с росписью витраж «Средневековье» — работа 1910 года, выполненная неизвестным учеником Императорского общества поощрения художеств по классу живописи по стеклу.
Это было одно из первых учреждений в России, где готовили художников такой специализации. Класс живописи по стеклу был открыт здесь в 1895 году.
До революции на Васильевском острове находилась одна из крупнейших в России витражных мастерских, которая была частью обширного производственного и торгового комплекса предпринимателей прусского подданства — семьи Франк.
Еще в 1888 году на участке № 3 по 22-й линии была основана стекольная фабрика с отделочными мастерскими. Она принадлежала прусскому подданному Максимилиану Эрленбаху и уже в первые годы существования заявила о себе прекрасными художественными изделиями. Впоследствии дело Эрленбахов было выкуплено семьей Франк.
За несколько десятилетий братья Адольф и Максимилиан Франк стали играть видную роль в стекольной промышленности Северо-Запада России.
Их заводы производили оконные стекла разных цветов, с фактурной поверхностью, опаловые, стекла монье с проволокой, зеркальные, стекла для картин, фотографические, стеклянные кирпичи «фальконье», стеклянные призмы, стекло для корабельных и тротуарных иллюминаторов, фацеты, мелкие штучные сувенирные изделия и многое другое.
Художественная мастерская, существовавшая в структуре производственного комплекса, декорировала листовое стекло росписью, гравировкой, травлением, здесь создавали витражи на свинцовой и латунной протяжке.
Мастерская просуществовала в общей сложности более тридцати лет, хотя юридически сменила несколько владельцев: с 1888 года она находилась в составе торгового дома «М. Эрленбах и К°», в 1896-м вошла в состав Северного стекольно-промышленного общества, в 1902-м стала собственностью торгового дома «М. Франк и К°», а в 1911 году передана С.-Петербургскому акционерному стекольно-промышленному обществу, в составе которого находилась до 1917 года.
Ее фактическими хозяевами оставались братья Франк
Мастерская зарекомендовала себя как одно из лучших ателье по изготовлению витражей и других изделий из стекла не только в Петербурге, но и в других городах России. Среди самых известных ее работ — витраж для Московской консерватории, алтарный образ в часовне Института им. Д. О. Отта, стеклянное панно «Пётр Великий» по эскизу художника В. И. Быстренина, созданное как выставочный образец (не сохранилось), сотни разноцветных окон для особняков, общественных сооружений и доходных домов.
Как мы видим , на Васильевском острове было очень много произведений витражного искусства и я продолжу историю о них в следующей статье, оставайтесь на моем канале !
Вы бывали на Васильевском острове? Какое впечатление он на вас произвёл ?
#spbvitro2020 #spbvitro2020_васильевскийостров #васильевскийостров #петербургскиевитражи #дозодныедома