Найти тему
Книги. Издательство АСТ

Разрушение «четвертой стены» в литературе

Оглавление

Расскажем про ещё один приём, который время от времени используют писатели (и сценаристы), чтобы завладеть вниманием аудитории.

Метод разрушения так называемой «четвертой стены», когда персонаж вдруг демонстрирует, что прекрасно осведомлен о своем существовании в вымышленом пространстве, пришел из театра и стар как сама драматургия.

В комиксе «Маленький Немо» персонажи ломают  контуры панели и съедают буквы названия
В комиксе «Маленький Немо» персонажи ломают контуры панели и съедают буквы названия

Термин придуман в XVIII в. французским энциклопедистом Дидро. Означает ломку воображаемой преграды между аудиторией и придуманным миром. По общепринятому театральному правилу (которое нет-нет да нарушают, об этом наш текст) зритель видит через эту стену, а актеры нет.

Еще древнегреческий комедиограф Аристофан и Уильям Шекпир баловались подобными трюками ради придания комичности происходящему на сцене. Вообще приём возник как развитие старинного театрального способа донесения информации о мыслях персонажа. Называется это «говорить в сторону» (a parte).

-3

Взлом четвертой стены чрезвычайно часто используемым методом активизации внимания, который вы постоянно видите в кино (кое-где в «Бойцовском клубе», а «Дэдпул» чуть ли не наполовину состоит из этого приёма).

-4

Но можно ли эту сценически-экранную «фишку» использовать в недраматургической художественной прозе?

-5

Оказывается, да. И вы даже наверняка знаете несколько примеров подобного безобразия.

«Евгений Онегин», Александр Пушкин

Встречается с амого начала. Нам постоянно напоминают, что главный герой — реальный знакомый автора.

-6

Для подчеркивания этого в текст вставлены уопоминания реальных людей, а время от времени автор пускается в разговоры со своим читателем. Один из придуманных персонажей (Буянов, упоминается в сцене именин Татьяны Лариной) описан как двоюродный брат Пушкина.

«Приключения Алисы», Кир Булычев

Постоянные антагонисты главных героев, космические пираты Весельчак У и Крыс время от времени демонстрируют чувство юмора. В более поздних книгах это время от времени выливается в проламывание «четвертой стены».

-7

Типичная ситуация: Алисе грозит смертельная опасность, один из пиратов легко может её убить, однако сознательно не делает это, потому что «О чем же тогда Кир Булычёв будет писать книги?».

«Берегись автомобиля» Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова

Если вы не знали, то сценарий знаменитого фильма в ожидании съемок был переделан авторами в небольшую киноповесть.

-8

Так вот, в её финале вместо сцены суда нам показывают группу советских литературных цензоров, которые шумно обсуждают, надо ли оправдать Юрия Деточкина, или отправиться ему по решению суда в места не столь отдаленные.

Спор экспертов заходит в тупик, и в этот момент конвоиры вводят самого Деточкина, который требует, чтобы цензоры немедля решили его дальнейшую судьбу. Председательствует на этом импровизированном судилище еще один персонаж повести, который в фильм не попал.

«Не оглядывайся», Фредерик Браун

-9

Главный герой рассказа, сошедший с ума печатник, поклялся убить какого-нибудь человека, заранее предупредив его об этом. Он нашел сборник рассказов, а в нем один с подходящим заголовком. И вместо оригинальной истории, которая там когда-то была, его знакомый из типографии вставил вот этот самый текст, который читатель прямо сейчас изучает. А в это самое время наш маньяк с ножом подбирается к нему со спины...