Однажды я видела невероятное сооружение. Вот оно, на фотографии - Ингурская гидроэлектростанция. Это в Грузии. Самая крупная ГЭС на Кавказе, вторая по высоте на бывшей территории Советского Союза и шестая в мире.
Водная гладь необыкновенного лазурного цвета неожиданно заканчивается и, раз, триста метров вниз, плотина из железа и бетона.
Это невероятная мощь и огромное впечатление.
Не будем здесь углубляться в тему географии вообще и туризма в частности.
Глядя на это творение рук человеческих, мне пришла в голову неожиданная мысль:
Это насколько нужно быть уверенным в своих силах, чтобы решиться руководить проектированием или строительством такого объекта!
Да, я подумала не про талант, мастерство или профессионализм специалистов, а про уверенность.
Как часто нам не хватает этого качества во взрослой жизни. Вот вроде бы и работник не глупый, и знаний достаточно, и опыта полно, но не может сам принять решение. Сто раз переспросит, потом попросит проверить сделанное. Раздражает. Ну кто ему поручит серьезное дело?
Почему некоторые люди никогда не сомневаются в себе, а другие никак не могут обрести уверенность в своих действиях?
На эту тему написаны тонны книг, и все они говорят о том, что мы родом из детства и, соответственно, тогда же в нас и должны были уверенность воспитать .
Конечно, взрослый человек всегда имеет возможность поработать над собой и повысить эту самую уверенность. Но, увы, главным инженером ГЭС стать вряд ли получится. Мне кажется, что такие выдающиеся люди несут пламя веры в себя уже с рождения.
Вот мы и подошли к главному. Как воспитать ребенка - победителя по жизни? Как сделать так, чтобы на протяжении всех последующих лет, он был уверен в себе и в том что делает?
Ответ очень простой. Самим верить в ребенка.
Есть куча биографий знаменитых людей, которые говорят о том, что никто не верил в них, кроме мамы, и именно эта вера давала им силы.
Так, ладно, мы верим в ребенка.
Что, его надо все время хвалить? Ну, это же нереально. Родитель тоже человек, он что, никогда свои сомнения и недовольство высказать не может?
А ученики? Однажды мне попался довольно самоуверенный парень.
Нет, он был приятный, воспитанный молодой человек, никакой наглости, ничего такого. Просто он был слишком уверен в своих знаниях, и ещё в том, что "ему повезет".
Вообще в мою задачу не входило перевоспитание подопечного, но я почувствовала, что должна донести до него свое мнение насчет его самоуверенности. Мне хотелось, чтобы он больше работал над собой. Вместе с тем, я, памятуя о том, что нельзя подрывать уверенность учеников в себе, не стала говорить слишком резко.
Я сказала примерно так:
Ты умный парень, но для успешной сдачи нужно больше заниматься, иначе твои успехи будут не такими, как ты бы хотел.
Прямо как в книгах учат.
Да, он действительно умный. Поэтому решил, что домашнее задание можно делать через раз. А в конце года вообще забить. Ему показалось, что он и так сделал все, что мог. Экзамен действительно прошел не так, как хотелось бы.
Я потом сожалела, что не высказалась примерно вот таким непедагогичным образом:
Да ты вообще ничего не знаешь. Я уверена, что ты даже проходной бал не получишь. Ещё одна не сделанная домашняя работа и можешь больше не приходить.
Хотя, возможно, у него просто другой путь, а я, молодец, не стала подрывать его веру в себя?
В общем, где тут золотая середина не понятно, несмотря на все психологические исследования.
Как действовать, чтобы воспитать человека, который без сомнений вступит в схватку с природой и построит новую ГЭС, космический корабль или хотя бы бизнес международного масштаба?
В следующий раз, когда буду в библиотеке, найду книгу об Ингурской ГЭС и почитаю биографические сведения о детстве руководителей проекта.
Все статьи канала по тегу #битва за егэ