Выбор..
Сразу к практическому примеру. Имеем:
ИП - владелец сети парикмахерских салонов (5 салонов)
Система налогообложения – Патентная. Куплен патент (с потенциальным годовым доходом 1 млн.рублей - на 10-15 человек наёмных работников). Написано Уведомление на УСН 6%.
Полный фактический доход 50 млн.рублей в год, в том числе:
- официальный доход 12 млн.рублей в год (что отражается на расчетном счете, когда клиенты оплачивают с банковских карт и через онлайн-кассу)
- неофициальный доход 38 млн.рублей (наличные денежные средства от клиентов, которые не отражаются через онлайн-кассу).
В 5 салонах фактически трудятся 30 работников, в том числе:
- оформлено 14 человек на неполную ставку по трудовому договору. Официальная часть зарплаты им перечисляется на банковские карты, неофициальная («серая») - наличными денежными средствами («в конверте»)
- не оформлено 16 работников, зарплата им выдаётся наличными денежными средствами «в конверте».
ВЫБОР ВАРИАНТА МЕРОПРИЯТИЙ (ПРИМЕР):
«ИДЕАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ»
1. оформлять полный доход: отражать 38 млн.рублей (наличные денежные средства от клиентов, которые не отражаются через онлайн-кассу).
2. оформить всех работников: ещё 16 работников.
3. убрать неполную ставку зарплаты: оформить всех работников на фактическое время работы.
4. убрать «серую зарплату»: перечислять (выдавать) полную зарплату официально.
Результат:
1. минимизация всех рисков
2. потеря права на Патент в связи с превышением количества наёмных работников (Патент – до 15 человек).
3. Рост налоговой нагрузки с доходов в 50 раз! В связи с пересчетом налогов с дохода по УСН 6%:
50 млн.рублей × 6% = 3 000 000 рублей в год. (при Патенте расчет был по этой же ставке, но с потенциального дохода 1 млн.рублей)
4. рост налоговой нагрузки по НДФЛ в 4 раза, в связи с оформлением работников в 2 раза + оформление зарплат примерно в 2 раза.
5. рост налоговой нагрузки по страховым взносам, аналогично в 4 раза. Но их сумма будет вычитаться из УСН 6%, что не повлияет на общую сумму налогов.
Получается совсем не радужная картина налоговых платежей, по сравнению с текущей. Зато минимум рисков, можно считать, что их не будет вообще.
Если владелец бизнеса может себе позволить «Идеальный вариант», то План мероприятий будет прост: переоформить трудовые договоры на 14 работников (изменить сумму зарплаты, поставить полный рабочий день), и оформить по таким же договорам ещё 16 работников. Наличные от клиентов в полной сумме проводить через онлайн-кассу. И на этом всё.
На практике далеко не все могут позволить такое «обеление» сразу, поэтому можно спланировать постепенный переход на «Идеальный вариант», используя «Промежуточный вариант».
«ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ВАРИАНТ»
1. начать проводить через онлайн-кассу наличные денежные средства от клиентов каждый месяц на 5 % больше, чем раньше.
2. оформлять добавочно по 1 работнику в месяц.
3. переоформлять по 1 трудовому договору в месяц на полный рабочий день и полную зарплату.
Результат:
1. снижение рисков
2. потеря права на Патент в связи с превышением количества наёмных работников.
3. рост налоговой нагрузки с доходов за первый год в 30 раз, за второй год в 50 раз.
4. Рост налоговой нагрузки по НДФЛ в первый год 2 раза.
Получается совсем более радужная картина налоговых платежей, по сравнению с «Идеальным вариантом». И снижение рисков.
Несложно заметить, что «обеление» (быстрое или поэтапное оформление полной численности работников, всех доходов, зарплат) принесёт многократное увеличение налоговой нагрузки в большей части с доходов, что будет вызвано потерей права на Патент.
Но кто не готов и к такому положению дел, можно изобретать «Специальный вариант». В данном случае такой, который бы позвонил сохранить право на Патент.
«СПЕЦИАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ»
1. Цель – сохранить право на Патент, так как это основа налоговой экономии.
Исходя из цели РЫЧАГ – это налоговая база. В нашем примере она привязана к виду деятельности (он не меняется) и количеству наёмных работников.
Вывод: чтобы сохранить налоговую экономию за счет Патента, нужно сделать так, чтобы количество наёмных работников не превышало 15 человек.
2. Смотрим на МЕТОДЫ (рассмотрены в статье про рычаги и методы)
Фактически в бизнесе используется МЕТОД сокрытия численности работников, так как из 30 человек, оформлено 14.
Для этого РЫЧАГА можно использовать МЕТОД дробления физического показателя.
К тому же, клиентам НДС не нужен, поэтому основной РИСК здесь – необоснованная налоговая выгода.
3. Как использовать МЕТОД дробления физического показателя? Примерная справка о составе таких методов: агентская схема, франшиза, иное.
Чтобы знать особенности данных вариантов, нужно углубиться в изучение и «примерку» каждого, но в данном примере рассмотрим агентскую схему.
Цель: Агентская схема здесь использоваться, как вариант дробления (каждый салон оформить на отдельное ИП с заключением с ним Агентского договора).
Метод:
Первичное лицо (ИП – владелец бизнеса) заключает с другими ИП (по одному на салон) Агентский договор «принципал - агент от лица принципала».
Доходы, сотрудники, активы каждого салона уже оформляются на ИП-агентов.
ИП-агенты оказывают парикмахерские услуги от имени ИП-владельца, официально передают ему выручку. А ИП-владелец официально выплачивает вознаграждение агентам, оплачивает расходы на работу агентов.
Результат (эффект):
Налоговая экономия! ИП – владелец бизнеса сохраняет право на Патент, потому что по договору агент работает от лица принципала, то есть права и обязанности по оказанию парикмахерских услуг остаются у ИП-владельца. При этом численность работников у ИП-владельца не выше 15 человек, так как ИП-агенты не включаются в расчет численности, а работники салонов оформлены на ИП-агентов.
ИП-агенты платят налог с дохода по УСН 6% со своего вознаграждения.
Риски:
Риски при таком варианте сводятся в отсутствие обоснования деловой цели отношений с агентом и доказуемости централизованной взаимосвязи группы лиц. Или простыми словами к тому, что ИФНС может усмотреть то, что по факту ИП-агенты являются не более, чем работниками салонов, а юридически оформлены так, чтобы ИП-владелец сохранил право на Патент.
Снижение рисков:
Обосновать деловую цель отношений принципал - агент.
Агентская схема будет иметь надежное обоснование, если реальные бизнес-процессы у ИП-владельца позволяют сформировать отношения, где агентская схема смотрится уместно, правдоподобно и экономически целесообразно.
Соответственно, ИП-владельцу, который готовится к использованию такой агентской схемы, нужно быть готовым ответить на следующие вопросы:
· Почему в салонах работают ИП-агенты, а не просто работники ИП-владельца?
уместный ответ: ИП-владелец концентрирует усилия на иных функциях (например маркетинг, пиар своего имени, брэнда), тогда как непосредственно функция оказания услуг требует серьезного и трудоёмкого контроля, если бы это выполнял рабочий коллектив ИП-владельца. Поэтому эффективно передать агентам, которые являются независимыми ИП, и в их же интересах контролировать рабочие процессы.
· почему по договору агент действует именно от лица принципала?
уместный ответ: чтобы распространять свой брэнд, нам безопаснее сохранить права и обязанности по сделкам за собой.
· как вы находите агентов?
уместный ответ: через колл-центр, по рекомендации бизнесменов, через специализированные интернет-ресурсы, например hh.ru
· почему у всех ваших агентов одинаковая система налогообложения?
уместный ответ: мы не влияем на систему налогообложения агента, наверное она такова, потому что так выгоднее самим агентам.
Если внедрить этот вариант, то налоговая экономия в бизнесе будет сравнима с текущей, при законном основании её получения – грамотно составленном Агентском договоре, оформлении иной сопутствующей документации.
Внедрение будет состоять из двух этапов:
1 этап – подготовка Агентского договора и сопутствующей документации
2 этап – поиск ИП-агентов и заключение с ними договоров.
Какой может быть План Б? планом Б здесь может выступать готовность к переходу на УСН 6%, то есть просчет внедрения «Промежуточного варианта».
Но, это пример, а не руководство к действию. Каждая ситуация на практике исключительна, требует отдельного рассмотрения. Но главное здесь – всем известное правило осмотрительности: «7 раз отмерь, 1 раз отрежь».
Такая технология снижения рисков и экономии при её грамотном использовании, принесёт существенную пользу бизнесу: даст экономию налогов и снизит риски, значит - поможет избежать потери денег, времени, нервов, репутации, а иногда и бизнеса в целом.
Дорогой Читатель, это ещё далеко не всё! Дальше будет интереснее: здесь мы немного затронули агентскую схему, а интересно узнать о «дроблении бизнеса», франшизе, кооперативе и других блюдах налоговой кухни, которые может и знакомы, но что полезного или вредного они могут дать для налоговой экономии? Об этом в следующих статьях цикла «С налогами на ты».