Эту станцию Сокольнической линии незаслуженно обделяют вниманием. Про неё почти не рассказывают. А те, кто видит платформу впервые, часто сравнивают отделку с общественным туалетом (я это лично слышал несколько раз). Тем не менее #архитектура станции интересная, а #история её строительства даже захватывающая. Читайте до конца и узнаете много нового!
Изначально платформа должна была получить название "Улица Гаврикова" в честь небольшой улицы практически на современном Третьем транспортном кольце. Она так именовалась в честь местного землевладельца, который жил здесь в 19 веке. Однако такое название столичные власти посчитали неблагозвучным.
Поэтому решили дать станции новое имя - "Красносельская" - также в честь соседней улицы. Кроме того отказались от второго выхода на поверхность в районе улицы Гаврикова. Проектировщики предполагали, что большого пассажиропотока на "Красносельской" не будет. В этом они, к сожалению, ошиблись. По тем же причинам платформу сделали уже, чем на других станциях первой очереди.
Вроде всё так просто, но нет
Строили "Красносельскую" открытым способом, поэтому требовалось рыть котлованы. Несмотря на кажущуюся простоту, сделать это было трудно. Во-первых, нужно было сохранить в целости все подземные коммуникации. Во вторых, требовалось организовать движение машин и трамваев на время работ по улице. Останавливать #транспорт запретили, поэтому пришлось использовать временный деревянный мост.
В-третьих, почвы в этой местности были крайне неблагоприятными. Ведь раньше здесь располагался огромный Красный пруд. Конечно же, рабочие встретились с плывунами (семь песка и воды) - своими главными врагами на долгие годы. Вообще вода стала самой крупной проблемой для строителей станции.
Дело в том, что Верхняя #красносельская улица спускалась к месту, где располагался котлован, под уклоном. Это означало, что при любом дожде строительную площадку могло затопить. Проблемы с котлованом, грозили обвалом близлежащих домов на Краснопрудной улице.
День, когда строителей чуть не смыло
Однажды это практически случилось. Мощный ливень, который не прекращался всю ночь, затопил котлован. Кроме того кто-то из рабочих в суматохе перерезал важный провод - стройплощадка осталась без освещения. Как потом вспоминали метростроевцы: "внизу 10-метровая пропасть, а под ногами скользкое круглое бревно".
Кое-как рабочим удалось справиться со стихией. Следующей проблемой стал бетон для создания каркаса станции. Во-первых, почти никто не умел его укладывать - пришлось спешно обучать комсомольцев. Во-вторых, на складах не было цемента. Пришлось, так сказать, брать взаймы под расписку с соседнего участка. Там он пока не требовался.
Помимо этого на строительстве "Красносельской" не хватало рабочих рук - в сроки не укладывались. Начальник участка Пётр Гуров даже пожаловался на это Л.М. Кагановичу и попросил "подкрепление". Лазарь Моисеевич в этой просьбе отказал, предложив использовать имевшиеся трудовые резервы более рационально. Зато согласился с другим предложением - наконец-то остановить движение трамвая на Краснопрудной улице.
Это вам не туалет
То ли это, то ли нечто другое сработало, но строители успели завершить все работы вовремя. Поскольку каркас станции был готов, то начали оформление платформы. Над ним работала группа архитекторов во главе с Борисом Виленским. Он же стал одним из авторов наземного вестибюля. Изначально конструкция была красивее - повсюду располагались модерновые окна, чтобы внутрь попадал естественный свет. Но со временем все стёкла почему-то заделали.
Вернёмся вниз. Станция мелкого заложения, двухпролётная. Это значит, что по середине платформы располагается ряд колонн. Их сделали в форме десятигранника и украсили жёлтым Крымским мрамором. Верхняя часть колонн облицована белым мрамором.
Потолок оформили квадратными кессонами, внутри которых расположили круглые. В них установили круглые светильники. Каждые пять таких ламп чередовались с квадратом, где уже были цилиндрические люстры. Всё это создавало необычное освещение. Посмотрите на фото.
К сожалению, во второй половине 1940-х оригинальные светильники заменили люстрами-шарами. А через 20 лет и вовсе - люминесцентными лампами, которые изуродовали станцию.
Путевые стены отделали жёлтой глазурованной плиткой. Цоколь (нижнюю часть) - тёмно-красной. Также на стенах планировали разместить майоликовые панно. Однако делать этого не стали. Сначала отложили на Вторую очередь строительства метро, а потом забыли. Вместо них остались белые квадраты по обе стороны в разных концах станции.
Ошибочка вышла
Изначально покрытие пола сделали из асфальта. С годами его заменили на серый и красный гранит. Конечно, сейчас станция #метро "Красносельская" потеряла многое из своего первоначального декора. Но всё же она ничем не хуже остальных плотформ первой очереди. И уж точно общественным туалетом называть её не стоит.
Кстати, по поводу пассажиропотока. Как я писал в начале статьи, проектировщики ошиблись. Начиная с конца нулевых в этом районе появилось очень много офисных зданий. Поэтому народу здесь просто дофига. Утром все на "Красносельскую" приезжают, а вечером уезжают. Хоть официальная статистика и показывает, что станцией в 2019 году пользовались 25100 человек ежедневно, кажется, что людей намного больше. Иногда вечером даже была небольшая очередь на вход (до ситуации с коронавирусом). Узкая платформа справляется с трудом. Однако второй выход делать не планируют.
На сегодня это всё! Спасибо, что дочитали до конца:) Не забудьте поставить лайк, если вам было интересно, и подписаться на мой блог . Также напоминаю, что у меня есть канал в Телеграм, который называется "О Москве нескучно". Там я тоже рассказываю об истории Москвы. Удачи!