Когда я писал статью "Российская деревня вымирает. Туда ей и дорога", я понимал, что мои мысли вызовут отторжение у многих. Самое интересное, что большинство из тех, кто выразил несогласие со мной, сами переехать в деревню не спешат, а те кто всё же подумывает об этом, то рассматривают исключительно пригород.
Формально пригород - тоже деревня. Да вот только это не то, о чём писал я. Пригород - это часть городской агломерации, я сам живу в пригороде, и из 500 домов нашего посёлка, живность (куры, гуси) держат в одном. Что, кстати, очень раздражает соседей, так как запахи там специфические.
Я писал о настоящей деревне. И хотя я привёл в пример свой развитый, благоустроенный посёлок, но лишь пример того, что даже в нём возможности отстают от городских. Речь всё же о полноценных деревнях, вот где действительно мрак. И этот мрак там был всегда и будет всегда. И сейчас я это докажу.
Если кто-то не знает, то у любого более или менее крупного совхоза в советское время были так называемые "отделения". Площади совхозов были огромны, и чтобы не гонять далеко технику, чтобы не возить далеко людей на фермы, вокруг ферм создавались небольшие деревеньки, ну или эти деревеньки там уже были ранее. Совхоз строил там жильё, иногда там была даже начальная школа. Там жили люди, которые работали на ферме, или на местной машинно-тракторной станции. Я сам жил на двух таких отделениях - №3 и №12 совхоза Гигант.
Как я писал выше, на отделениях часто была начальная школа, где дети учились до 4 класса. Но уже в 80-х большинство таких школ закрыли. В результате развития дорожной сети, развития производства автобусов, в том числе и полноприводных, появилась возможность возить детей в центральную усадьбу или в райцентр.
Уже сам отказ от начальных школ на отделениях говорит о том, что высокий уровень образования в таких школах, даже в условиях плановой экономики, обеспечить было невозможно. Вот поэтому, как только появлялась возможность, такие школы закрывались, а детей возили в крупные школы. С 60 по 80 год было закрыто около 50 тысяч таких школ по всему Союзу. Я сам жил напротив закрытой школы, и мы там играли, залазили через разбитые окна. Даже книги там ещё оставались в одной из комнат, наваленные в кучу.
Когда я пошёл в школу в посёлке Целина (а жил я на территории центральной усадьбы совхоза Целинский, формально это не райцентр, но территориально совхоз и Целину разделяла лишь железная дорога). И у нас было два параллельных класса "а" и "б". Так вот, в "а" учились местные, а в "б" так называемые "отделенческие" - то есть ребята, которых привозили на автобусах с отделений.
И теперь внимание - учили нас одни и те же учителя, причём ещё советской закалки, учились мы по одинаковым программам, по большей части ещё советским учебникам, но уровень "отделенческих" был на голову ниже уровня тех кто учился в классе "а". Да, у нас тоже были двоечники, троечники, но в "б" это были все. Вообще все. И в 10 классе нас вообще объединили, просто потому, что почти все в "б" классе ушли из школы и в 10 класс не пошли. Всего 3-4 человека перешли в 10 класс, при этом учились плохо.
Вот что значит деревня. Вот оно отличие. Ещё раз, у нас были одинаковые стартовые возможности, одинаковые учителя, одинаковые учебники. Но все те, кто жили в маленьких деревнях, почему-то были гораздо менее интеллектуально развиты тех, кто жил хотя бы в центральной усадьбе совхоза. И это касалось не только нашего класса, но и всех остальных классов в школе. Классы "б" всегда были слабее классов "а", и они всегда комплектовались именно территориально, просто чтобы дети заканчивали учёбу в одно время, ведь им на автобус надо.
Вот почему так? А потому, что чем меньше деревня, тем меньше возможностей и стимулов для развития. И никакая система образования эту проблему не решит. И куда идти таким детям, что им делать, как строить свою жизнь? Они не виноваты в том, что их окружение, среда, сделала их такими. И если раньше они могли идти в скотники, доярки, в трактористы, в крайнем случае, то что им делать, когда в деревню приходит автоматизация? Когда коров доят "карусели" и "ёлочки", когда для того чтобы работать на тракторе, нужно быть немного программистом, или когда трактора и комбайны вообще будут работать без человека? Когда ферма управляется компьютером, а животных кормят роботы. Это уже есть, это уже пришло, вот, пожалуйста, ферма в Калужской области.
А вот как доят коров сегодня
Поймите вы - деревня разрушает человека. Она разрушает его интеллектуально. И ничто не может помочь. В итоге, эти люди окажутся на обочине жизни, потому, что не в состоянии получить нужные знания для того чтобы найти себя в современном мире. Вот о чём я писал в своей статье.
Вот почему я считаю, что исчезновение деревень это хорошо. И этот процесс начался не вчера, не при Путине. Он начался давно, сотни лет назад, он шёл и при СССР. Сталин именно этот процесс поставил в основу индустриализации. В основе индустриализации лежала коллективизация, которая была нацелена на повышение производительности труда, и около 50 млн человек были тогда переселены в города, десятки тысяч деревень, если не сотен тысяч, перестали существовать, опустели. И это двинуло страну вперёд, это в итоге и помогло потом победить в войне. И никто не плакал тогда об "умирающей деревне".
Вот и сейчас плакать не нужно. Деревня — это зло, она тормозит развитие страны, она тормозит развитие человека. И это, в свою очередь, делает низким уровень жизни в деревне, потому что не будет вчерашний двоечник зарабатывать много, потому что не за что ему платить, он не способен на высокопроизводительный труд. И он сам в этом не виноват, виновата деревня, сделавшая его таким.
Но к счастью процесс этот не остановить. Развитие технологий не оставит деревне шанса. Не нужно жить в поле, чтобы его засеять и убрать. Привезли машины, выпустили на поля, они сделали свою работу, и домой, к жене и детям в город.
А деревни останутся, конечно. Как туристические объекты, в которые будут приезжать люди, чтобы узнать как жили их предки. Посмотрят, коров подоят, яблок нарвут, и домой, в город. В нормальные человеческие условия.
Обратите внимание на статью: "Кто стоит за проектом "Сделано у нас".
Не забывайте подписываться на мой канал Дзен и репостить публикацию в соцсетях.
И заходите на наш сайт "Сделано у нас" - там хороших новостей гораздо больше!