Найти тему

Почему самолёты не могут столкнуться в воздухе?

Привет! Одной из причин бояться летать на самолётах является страх столкновения самолётов в воздухе. Ведь в данный момент в небе находится около 10 тысяч лайнеров, они вполне могут не поделить "тесное" небо. Почему столкновение самолётов в воздухе почти невозможно – давайте разберемся!

Случаи столкновений

Сразу обозначу, что мы рассмотрим именно гражданские перелёты, и именно столкновения в воздухе, а не на земле. В истории авиации было не так много случаев столкновений пассажирских самолётов в небе, их всего около 15. Наиболее известная катастрофа произошла над Боденским озером в Австрии, тогда столкнулись Boeing 757-200F компании "DHL" и Ту-154М "Башкирских авиалиний", погибли все находившиеся на борту пассажиры и экипаж. Катастрофу допустил диспетчер, тогда он остался один на две диспетчерские позиции и не сумел дать правильные распоряжения экипажам.

Последний раз столкновение в воздухе пассажирских лайнеров произошло в 2006 году в Бразилии: столкнулись Boeing 737-800 и частный самолёт Embraer Legacy 600. Боинг получил очень серьёзные повреждения и упал с высоты 11 км, а Эмбраер благопулочно приземлился, отделавшись повреждением крыла.

-2

Как предотвращают столкновения?

Сейчас диспетчеры подчиняются ещё более строгим правилам, то есть больше не случится такого, что диспетчер отойдёт на другую позицию, оставив первую без присмотра. + Теперь почти во всех воздушных зонах и аэропортах есть старший диспетчер, который контролирует работу смены, если что – подскажет, поможет. А сами диспетчеры, наверняка, самые внимательные и ответственные люди, об их жёсткой подготовке можете почитать здесь.

-3

Дополнительная безопасность

Ну уж если нам очень сильно повезло, и на земле случился апокалипсис, то л̶у̶ч̶ш̶е̶ н̶е̶ п̶р̶и̶з̶е̶м̶л̶я̶т̶ь̶с̶я̶ на помощь пилотам придут правила эшелонирования и система TCAS. На сайте flightradar мы можем увидеть, как самолёты буквально встречаются "лоб в лоб" и спокойно летят дальше. Обратите внимание на высоту! Между ними минимум 1000 футов. По правилам вертикального эшелонирования самолёты, которые летят на запад используют чётный эшелон (30000 футов, 32000 футов, 34000 футов и т.д.), а те, кто летит на восток – нечётный (31000, 33000 и т.д.). Таким образом, между самолётами соблюдается безопасный интервал по высоте – минимум 300 метров (1000 футов). В некоторых регионах мира, например в Ростовской воздушной зоне это правило работает по принципу Север-Юг (кто летит на Север – на чётном эшелоне, кто на Юг – на нечётном).

TCAS

Если всё пошло совсем плохо – придёт на помощь система TCAS, ей оборудован каждый самолёт, если система заметит, что расстояние между самолётами слишком небольшое – одному самолёту она скажет "Летите выше", а другому – "Летите ниже". И в итоге самолёты благополучно "разойдутся". Система автоматизирована, поэтому её работа не зависит от диспетчера, а лишь от исправности самой системы.

-4

Мы выяснили, что вероятность столкновения самолётов в воздухе близка к нулю.

Спасибо за прочтение!

Не бойтесь летать и летайте с удовольствием)