Привет! Одной из причин бояться летать на самолётах является страх столкновения самолётов в воздухе. Ведь в данный момент в небе находится около 10 тысяч лайнеров, они вполне могут не поделить "тесное" небо. Почему столкновение самолётов в воздухе почти невозможно – давайте разберемся!
Случаи столкновений
Сразу обозначу, что мы рассмотрим именно гражданские перелёты, и именно столкновения в воздухе, а не на земле. В истории авиации было не так много случаев столкновений пассажирских самолётов в небе, их всего около 15. Наиболее известная катастрофа произошла над Боденским озером в Австрии, тогда столкнулись Boeing 757-200F компании "DHL" и Ту-154М "Башкирских авиалиний", погибли все находившиеся на борту пассажиры и экипаж. Катастрофу допустил диспетчер, тогда он остался один на две диспетчерские позиции и не сумел дать правильные распоряжения экипажам.
Последний раз столкновение в воздухе пассажирских лайнеров произошло в 2006 году в Бразилии: столкнулись Boeing 737-800 и частный самолёт Embraer Legacy 600. Боинг получил очень серьёзные повреждения и упал с высоты 11 км, а Эмбраер благопулочно приземлился, отделавшись повреждением крыла.
Как предотвращают столкновения?
Сейчас диспетчеры подчиняются ещё более строгим правилам, то есть больше не случится такого, что диспетчер отойдёт на другую позицию, оставив первую без присмотра. + Теперь почти во всех воздушных зонах и аэропортах есть старший диспетчер, который контролирует работу смены, если что – подскажет, поможет. А сами диспетчеры, наверняка, самые внимательные и ответственные люди, об их жёсткой подготовке можете почитать здесь.
Дополнительная безопасность
Ну уж если нам очень сильно повезло, и на земле случился апокалипсис, то л̶у̶ч̶ш̶е̶ н̶е̶ п̶р̶и̶з̶е̶м̶л̶я̶т̶ь̶с̶я̶ на помощь пилотам придут правила эшелонирования и система TCAS. На сайте flightradar мы можем увидеть, как самолёты буквально встречаются "лоб в лоб" и спокойно летят дальше. Обратите внимание на высоту! Между ними минимум 1000 футов. По правилам вертикального эшелонирования самолёты, которые летят на запад используют чётный эшелон (30000 футов, 32000 футов, 34000 футов и т.д.), а те, кто летит на восток – нечётный (31000, 33000 и т.д.). Таким образом, между самолётами соблюдается безопасный интервал по высоте – минимум 300 метров (1000 футов). В некоторых регионах мира, например в Ростовской воздушной зоне это правило работает по принципу Север-Юг (кто летит на Север – на чётном эшелоне, кто на Юг – на нечётном).
TCAS
Если всё пошло совсем плохо – придёт на помощь система TCAS, ей оборудован каждый самолёт, если система заметит, что расстояние между самолётами слишком небольшое – одному самолёту она скажет "Летите выше", а другому – "Летите ниже". И в итоге самолёты благополучно "разойдутся". Система автоматизирована, поэтому её работа не зависит от диспетчера, а лишь от исправности самой системы.
Мы выяснили, что вероятность столкновения самолётов в воздухе близка к нулю.