Давно хотел посмотреть советский фильм 1976 года "Моя любовь на третьем курсе", известный лишь благодаря двум пахмутовским песням-мегахитам в исполнении Александра Градского: "Как молоды мы были" и "Яростный стройотряд". То, что он совершенно забыт, не мелькает на телеэкранах, наводило на мысль, что для этого есть какие-то основания. Вопрос, какие именно?
Сюрпризов оказалось сразу несколько и один поджидал с первого кадра - фильм был снят на "Казахфильме", что вероятно объясняет и периферийность проката, и возможную маргинальность идей.
В СССР исправно выделялись финансы на развитие национального кинематографа и после этого даже известные композиторы не чурались помочь, сочиняя для кино союзных республик музыку и песни. Некоторые из них сохраняют популярность уже десятилетиями (в отличие от фильмов, где они впервые прозвучали).
Взять Александра Зацепина. Ещё в 1950-е он закончил Алма-Атинскую консерваторию, но даже став востребованным московским автором, продолжал сотрудничать со среднеазиатскими киностудиями - в первую очередь с казахской и таджикской. И за кадром ныне забытого кино его песни исполняли такие всесоюзные звёзды как Аида Ведищева и Алла Пугачёва. Впрочем, никто в накладе не оставался, а для некоторых молодых кинопроизводств возможно это было единственным способом привлечь внимание к результатам собственных работ за пределами своих республик.
Точно так же, и без необходимости лететь в Караганду Алма-Ату, не отказали себе в удовольствии посотрудничать с "Казахфильмом" и неразлучные Пахмутова с Добронравовым. К тому времени они уже были весьма именитыми авторами с большим опытом работы над молодежно-комсомольской тематикой. Ну кто если не они?
Сам же фильм начинается с неадекватно телячьего восторга новоприбывшего трудового десанта московских студентов. В духе "Здесь будет город-сад". И всё это под оптимистичный разгул "Робинзонады" Александры Николаевны. Теперь-то понятен скрытый смысл названия этого вокализа!
Следующей неожиданностью для меня стало исполнение нетленки "Как молоды мы были" Еленой Камбуровой в начальных титрах. В обычной для певицы романсовой манере.
Само название картины вроде бы должно подразумевать если не лирический настрой в целом, то хотя бы намекать на одну из его сюжетных линий. Но чего нет, того нет. Да, одна из девушек влюблена в одного из главных героев. Он тоже вроде бы не отказывает ей во взаимности. Но всё это так, мимоходом. Потому что в фильме не до шур и мур - он повествует о высоком и серьёзном: о противостоянии комсомольского задора, альтруизма и отрядного подряда ("пополам-лам-лам") с бригадным ("заработал - получи"), подразумевающим рвачество и индивидуализм. Полная уравниловка авторам явно более по душе. Частная инициатива по их представлениям, впитанным со школьной скамьи, способна вызвать только тёмные, собственнические инстинкты. Где она, там нет места миру, дружбе и жвачке с коммунизмом. И вот на этой почве персонажи только и делают, что спорят да митингуют, а главными антагонистами выступают командир отряда (тёмный, с демоническим взором) и комиссар-комсорг (весь такой светлый, хотя скорее рыжий).
Отсюда и плакатность, картонность героев, говорящих заученными, высокоидейными фразами, будто прямиком перекочевавших из производственных фильмов рубежа 1940-50-х. При этом подчеркивается сама необходимость лозунгов и наглядной агитации - без них, можно сказать, работа встанет. Хотя всё же отдельные любопытные мысли и эпизоды в фильме проскальзывают. И подобие сатиры на привычную безалаберность тоже есть.
Тем не менее, спустя короткое время идея о прогрессивности бригадного подряда овладеет уже руководством КПСС и фильм с его явно левацким уклоном будет совсем уж вне генеральной линии.
Сценарист Михаил Шатров - известный романтик, автор пьес, зовущих и призывающих (в разное время к разному, а бывало и к противоположному). О режиссёрской работе Юрий Борецкого (видел только его "Непобедимого" про создателя самбо) судить не берусь, но как-то всё коряво. В ролях сразу заметил лишь двух знакомых актеров - Вячеслава Молокова (запомнился по психологическому детективу "Потерпевшие претензий не имеют", где у него схожий характер) и Ольгу Науменко (всем известная невеста Лукашина из "Иронии судьбы"). Некоторых вспомнил уже после просмотра послужного списка.
А песня "Как молоды мы были" в классическом исполнении Александра Градского всё же прозвучала - в финальных титрах, режиссёрское решение которых заслуживают большей похвалы, чем весь фильм.
(3/5)
(с) Albert Magnus для kin0guru