Найти тему
Учитель

Кого мы готовим? Специалистов или людей с дипломами?

Идея стандартизации и сертификации в Россию пришла сравнительно недавно. Как итог, в нашей жизни появились профессиональные стандарты. В системе российского образования этот процесс принял форму ЕГЭ. Несмотря на то, что он вызвал негативный шквал общественных эмоций, вопрос об отмене так и не встал. Странно то, что первыми противниками единого экзамена стали именно педагоги. Оно и понятно! Негатив учителей вызвали действия «местечковых» начальников, которые детские неудачи на ЕГЭ стали использовать в качестве повода для депримирования. Сегодня официально сказали о том, что оценивать профессионализм педагога с высшим, а то и двумя высшими образованиями по «успехам» не посещающего занятия «Вовочки», который изредка приходя на урок, превращает его в театр одного актера, дабы скучно ему, а «училка» (да простят меня коллеги) пришла на урок не в костюме клоуна.

И вот, (аллилуйя) до наших высокопоставленных господ чиновников и народных избранников дошло, что нельзя оценивать работу учителя по итогам единого экзамена, так как во всех цивилизованных странах сдача экзамена – это задача и проблема ученика. Он должен показать степень своей обученности (и обучаемости, так как это важно для работодателя), говоря привычным нам языком, ребенок должен показать то, чему он научился на уроке. Учитель выступает в качестве ретранслятора знаний, репетитор продает свои знания, умения и навыки. На ум приходит простое сравнение: когда мы берем продукт в магазине, а процессе использования нарушаем правила эксплуатации, производителя в плохом качестве товара никто не обвиняет. Так, мы не несем кефир обратно в магазине, если просто забыли открытую коробку в глубине холодильника. Кстати сказать, именно так поступают наши ученики. Сакральная фраза «Я знал, просто я забыл»!» очень часто звучит из их уст.

На фоне такого решения встает вопрос об очередной смене учебных программ, а если быть точнее, то внести изменения следует в систему промежуточной аттестации.

Сегодня, в пору активного использования дистанта, сдачу дифференцированных зачетов и экзаменов по предметам за курс обучения, в школах – за класс обучения, следует сделать дистанционно, разработав единый комплекс заданий. Это будет еще одним шагом к созданию единого образовательного пространства. Одновременно с этим, чтобы получать «чистые» данные, не следует возлагать на школу и иное образовательное учреждение ответственность за то, что ученик не ходил на занятия, не слушал на уроках и не выполнял заданий для самостоятельной работы. Да с такими ребятами нужно и важно работать, но нет никакого смысла ставить этот момент во главу угла, отнимая полезное время у ребят, которые в дальнейшем будут работать в профессии, и приносить доход в казну в виде налогов.

Исходя из этой логики, следует ввести активную практику выдачи справок об обучении, а аттестаты и дипломы давать тем ребятам, которые действительно стали специалистами, так как обилие людей с дипломами сводят на «нет» практическую значимость полученного документа об образовании.