Известный османский поэт и военный деятель, албанец Ташлыджали Яхья-бей родился в 1498 году в Ташлыдже, Герцеговинский санджак, сегодня это город Плевля в Черногории. Считается, что Яхья состоял в родстве с османским поэтом — Дукагинзаде Ахмед-беем. Надо отдать должное, Ташлыджалы никогда не забывал о своем происхождении и о том, как оказался в Стамбуле и постоянно писал об этом в своих поэтических творениях.
«Албанцы — мой исток,
Мечом живет всё моё племя. Свободны как соколы этот народ,
Строят дома средь скал, так смело.
Это есть дар албанского истока,
Они как самоцветы на утесах».
Как и архитектор Синан, Матракчи Насух-эффенди он оказался в стране по системе девширме, где новички проходили обучение. Именно девширме помогло ему обрести славу и положение в обществе, ибо в те времена принадлежность знатному роду мало что значила. Во время службы в янычарском корпусе он вначале получил звания яябаши (офицера пехоты), затем бёлюкбаши (старшего капитана).
В силу того, что Ташлыджалы Яхья-бей хорошо проявил себя на службе, командование корпуса позволило ему проводить больше времени за пределами казарм. Именно тогда Ташлыджалы сумел познакомиться с лучшими представителями культуры — лингвистом Бергамалы Кадры, историком, поэтом, юристом и шейх уль-исламом Кемальпашазаде Ахмедом Шемседдином-эфенди, поэтом с государственным деятелем Нишанджи Джафером-челеби, Паргалы Ибрагимом-пашой и Искендером-челеби.
Трудно сказать, кем Ташлыджалы Яхья-бей был больше — солдатом или поэтом. Ибо в молодости он довольно часто бывал в военных походах. Под командованием султана Селима I принимал участие в Чалдыранской битве и Османо-мамлюкской войне. С султаном Сулейманом отправился в Багдадскую экспедицию. Его ценили как военного и уважали как поэта, в том числе, оба султана, которые, как известно были творческими людьми и сами писали прекрасные стихи.
Некоторые востоковеды считают, что Ташлыджалы Яхья-бей начал писать свою знаменитую поэму «Юсуф и Зулейха» находясь в Палестине по пути в Мекку. Универсальный сюжет этой поэмы заимствован из персидской литературы, популярной в то время. Однако Яхья не просто перевел или перефразировал его. Он все сделал в только присущей ему легкой манере, что очень понравилось читателям.
Трудно сказать, насколько реальна история об его романе с дочерью султана Михримах. Скорее всего это очередная выдумка сценаристов «Великолепного века». В истории не сохранилось ни одного письма или стихотворения Ташлыджалы, где бы упоминалась прямо или косвенно юная султанша. Известно лишь, что Ташлыджалы активно выступал против мужа Рустем-паши, за что был выслан из Османской империи.
Да и встреча с луноликой принцессой вопрос весьма сомнительный. Лично я уверена — увидеть ее Ташлыджалы так, как показано в сериале просто не мог и уж тем более писать ей письма.
Публикация по теме: Больница Хюррем-султан