Однажды я и моя знакомая по имени Лена посмотрели фильм с Натальей Гундаревой "Сладкая женщина" (1976).
Он вызвал множество противоречивых эмоций: восхищение, возмущение и удивление.
Особенно Лена недоумевала по поводу мужа Ани: "почему этот Коля вдруг бросил такую женщину?". Надо заметить, что #наталья гундарева Лене очень нравилась и была одной из самых любимых советских актрис. Наряду с Ириной Муравьевой, Ириной Алферовой и Евгенией Симоновой.
- Гундарева - очень хорошая #актриса . - сказала Лена в начале просмотра фильма. - Только слегка немножко чуточку больше, чем нужно, полная. Но она такая обаяшка, что этого можно не замечать.
Это как с актером Леоновым. Леонов, конечно, страшненький, в отличие от Гундаревой. Но так же, когда смотришь и слушаешь Леонова, то не обращаешь внимания на то, что он лысый, неказистый, толстенький. Не обращаешь внимания, потому что это - не главное...
Вскоре мы принялись следить за развитием личной жизни сладкой женщины Ани (героини Гундаревой) и погрузились в ее анализ.
- Можно тебя поцеловать? - спросил первый кавалер, юный студент по имени Ларик.
- Целуй, если хочешь.- небрежно ответила Аня.
- Неужели она такая доступная? - ахнула Лена. - Только познакомилась, сразу целоваться.
- Да нет, она только в щёку разрешит.
И действительно, Аня-Гундарева разрешила только в щёку, но вскоре все-таки забеременела. Дальнейшие отношения с Лариком развивались стремительно, но вскоре оборвались, и Аня познакомилась со своим следующим мужчиной.
- Как ваше имя?
- Меня зовут Аней.
- Кушаков Николай Егорович. Рад познакомиться.
- Вот зачем ей такой мужик? - спросила Лена. - Один хуже другого. То Ларик был какой-то лопоухий, а этот ещё хуже, инвалид. Чо к чему?.. Хотя лучше этого лопоухого, чем такого старика, 50 лет. Ей-то 20 всего.
- А помнишь персонажа Янковского, в самом начале? Который с ней в электричке познакомился?
- Ну Янковский лучше всех. Хотя и он тоже не фонтан, но остальные еще хуже. - Лена задумалась. - Хотя я бы с таким не стала знакомиться. Хочется чего-то интеллектуального, а не такой примитив. Мурло пьяное какое-то...
- Интеллектуального? А на стихи бы повелась?
- Не знаю. Но на такой примитив точно бы не повелась. "Привет, чо такая грустная сидишь?" - это же глупый подкат...
- Тем не менее, подействовало. Аня все же заинтересовалась.
- Кстати, Гундаревой всё-таки чуть-чуть сбросить бы не мешало. Но только чуть-чуть.
- Надо будет сына в лагерь спихнуть. Вместо деревни на две смены в лагерь...
- Спихнуть! - Лена ахнула. - Нет, чтобы сказать: "отправить набраться свежих сил"... Не то слово совсем.
- Чего ты на меня так смотришь? - спросила Аня мужа.
- А ты хоть раз спросила меня, как я без отца без матери рос? И Юрку не тронь. Теперь он и мой сын.
- А, он сам детдомовский? Нашла себе старика, ещё и из детдома, ещё и инвалида. Ну капец... - Лена продолжала удивляться.
Тем временем в фильме прошло несколько лет, сын Ани от связи с Лариком уже подрос. Но мать относилась к нему довольно пренебрежительно.
- Юрочка, иди за плитой присмотри! - сказала она.
- Чо к чему, мальчика посылает на кухню за плитой присмотреть! - рассмеялась Елена.
- Просто хочет наедине с мужем поговорить. - пояснил я.
- Что это мы из-за Юрки часто ссориться стали? - вздохнула Аня. - Это потому, что у нас комната одна.
- Попробую его в Нахимовское училище устроить, - ответил муж Коля.
Он моряком хочет стать. Своими ранениями и наградами я ни разу не пользовался, но один-то раз можно.
Лена одобрила заботу отчима, и ей понравилось "добывание" новой трёхкомнатной квартиры. Казалось бы, счастливая семейная жизнь достигла своего апогея (на этом, собственно, фильм можно было бы и закончить), однако все вдруг стало рушиться.
- Это счастье, Коля, что ты инвалид Отечественной войны оказался. А то бы мы с тобой так в коммуналке бы и сгорали.
- Чего размалевалась-то так? - хмуро спросил Коля.
- Ну ты, Коленька как всегда, не в настроении! - отреагировала Аня.
- Ага, сказал такой комплимент, а она не в настроении, - поддержала Лена. - Вот сам же первый наезжать начинает... Зачем?
Аня думала так же.
- Другой бы радовался, что его так любят. И что у тебя молодая жена.
- Куда ты?
- Я насчет кухонного гарнитура узнать.
- Гарнитур твой я с лестницы спущу! - крикнул Коля.
- А почему он против гарнитура? - удивилась Лена. - Наверное, хороший кухонный гарнитур. Радоваться надо.
- Потому что она его слишком сильно хочет заполучить. - объяснил я. - И он хочет жене больно сделать с помощью вышвыривания мебели.
- А.
- Что-то у меня сегодня ночью в боку покалывало.
- Жирного много ешь. - объяснил Коля.
- Что же, мне теперь себя в питании - ограничивать?
- Все-таки она себя запустила, расслабилась и запустила. - с сочувствием вздохнула Лена. - Почему не делала упражнения, гимнастику, диету хотя бы?
- Ты про Гундареву или про Аню?
- Про обеих.
- Думаешь, у нее привычка есть на ночь?
- Конечно, - уверенно подтвердила Елена.
Тем временем конфликт между Аней и Колей все разрастался.
- Да ты 30 лет проработаешь, так рабочим человеком и не станешь! Интерес у тебя к жизни другой,кошачийкукушачий...
- А что это он так на нее наехал? - опять удивилась Лена.
Вскоре Коля ушел от жены, оставив записку. Но Гундарева Аня разыскала его, чтобы разобраться.
- Ты что ж, себе другую нашёл?
- Нашёл.
- Что же она, лучше меня, что ли?
- Лучше.
- И чего она за этим стариком бегает? - вздохнула Лена.
- Что тебе надо? - резко спросил Коля.
- Тебя, Коленька.
- Неужели ты не понимаешь, что я с тобой давно душою врозь жил? Ты думаешь, я старый, и поэтому не интересуюсь твоей красотой?
- Ругай, Коленька, ругай, только пойдём домой.
- Меня от одного твоего вида мутит. Чтоб я тебя больше не видел!
На этом отношения Ани и Коли в фильме прекратились. Лена была в шоке. В ее понимании, если уж кто и должен был инициировать расставание, так это Аня, а не Коля. Ведь это она ему делала "одолжение", снизойдя со своей красотой, молодостью и умением добывать материальные блага. И вдруг муж уходит от такой жены!
- Кто прав: он или она? - спросил я.
- А нам тут не раскрыли всё! - с раздражением воскликнула Лена.
- А что непонятно? Она эгоистка, ему это надоело.
- Ну, а он что хочет? Он разве не эгоист?
- Не эгоист, даже все вещи с квартирой оставил бывшей жене... Правда, особо не показали, что его в ней привлекало? Ведь что-то же привлекало, раз женился. Ни разу не показали какие-то хорошие моменты...
- Да, ни разу не показали. - подтвердила Лена. - Она требовала, чтобы квартиру получил, добился... А его это бесило... Это она его должна была бросить, а не он ее!
- А ты все же подумай: быть может, все-таки можно догадаться?
- Можно, он обиделся, что она о его здоровье не спрашивала? - неуверенно предположила Лена. - Он же инвалид... Без заботы оставила.
- Не исключено. Но вероятнее, Коле больше всего не нравился Анин эгоцентризм.
- Да ну... все люди эгоисты в какой-то степени.
- Господи, за что? - тем временем причитала на экране несчастная Аня.
- Ну тут всё равно не раскрыли полностью, загадка. - произнесла Лена. - Она ему не изменяла...
- Да, не изменяла. Но тут заставляют зрителей самостоятельно догадываться.
- А до меня не доходит, - пожаловалась Лена. - Тут не хватает каких-то сцен, разговоров, чтобы было понятно, на чем они разошлись. Просто какие-то фразы были поверхностные, и всё.
- И какие фразы нужны, чтобы тебе стало всё понятно?
- Чтобы было видно, почему они разошлись. Какой-то решающий разговор должен был быть. А этот Коля просто оставил записку и тупо ушел куда-то. Мне вот непонятно...
- Ну, может, потом поймёшь.
- А! - осенило Лену. - То, что у них большая разница в возрасте. Лет 20 или 30. А всегда трудно, когда большая разница.
- А почему же они тогда вообще сошлись? При знакомстве не знали о разнице в возрасте, что ли?
Лена недовольно нахмурилась. Иногда она проявляла настойчивость, граничащую с упрямством - особенно как сейчас, когда ей очень хотелось разгадать возникшую загадку.
- А, я поняла! - воскликнула она. - Подчеркивается, что она не любила своего ребёнка. А он, возможно, хотел новых детей. И когда понял, что она не любит сына, то понял, что не захочет и других детей. Своего хотел.
- Причём в других фильмах Гундарева очень даже любила детей. - заметил я. - "Двадцать лет спустя, "Хозяйка детского дома"...
- В общем, это возрастное, - уверенно сказала Лена, облегчённо вздыхая. - Возрастная причина. Как у этого доцента Соколова с той аспиранткой - тоже не сложилось, накопились противоречия из-за разницы в возрасте...
- Ну, ты уж сравнила! - удивился я. - Там-то явная психопатология, а здесь - житейская ситуация... В общем, налицо намеренная недоговоренность. Здесь специально в фильме не раскрыли, чтобы зрители сами додумались. И задумались.
Выключив паузу, мы продолжили просмотр. Вскоре события развернулись вокруг нового кавалера Ани - строителя по имени Тихон, которого играл Олег Янковский.
В одном эпизоде героиня Гундаревой ночью решила спрятать крупную сумму денег в печь.
- Зачем нам показывают такую глупышку? - удивилась Лена. - Деньги в печку положила, а не в сейф. Сгорят же!
- В очередной раз показали беспечность и непредусмотрительность этой Ани. Это ещё один элемент мозаики ее образа.
- За нашу любовь и выпьем? - вскоре спросила Аня Тихона.
- Ты посмотри, там предлагала выпить, здесь... - осуждающе сказала Лена. - Если отношения держатся на алкоголе, то они, конечно, не будут долгими.
- Если вообще будут, - подтвердил я.
- Конечно, мне Гундарева нравилась далеко не во всех эпизодах. - нехотя сообщила Лена. - Вот здесь, где она познакомилась с Янковским и дальше с ним общается, мне она очень не понравилась. Он здесь отвратительный персонаж. Надо было сразу догадаться и прекратить с ним отношения.
Следующий диалог укрепил мнение Лены и еще больше усилил ее возмущение.
- Хозяюшка, иди принимай работу, кран твой починил.
- Спасибо, Тишечка. Какой ты у меня хозяйственный. Ну, пойдём обмоем? Починку и моё новое платье.
- Опять обмоем, - проворчала Лена. - Она всё время ему предлагает выпить! Ты заметил, вообще?
- Это грустно, - согласился я.
И наконец, пришло время финальной беседы между персонажами Гундаревой и Янковского. Растерянная и испуганная Аня, поставленная перед перспективой опять остаться одной, пыталась привлечь Тихона, уговорить жить с ней. Но напрасно.
- Ну а мне-то ты веришь, что я тебя люблю?
- Наверное, любишь. Только разная она, любовь бывает.
- Да какую же тебе ещё надо?
- Ты что представление устраиваешь? Красивая женщина, боевая, а ползаешь...
- Еще и унижается перед ним, - прокомментировала Лена. - Да я бы вообще на такого ноль внимания!
В общем, фильм "Сладкая женщина" произвела на мою знакомую противоречивое впечатление. С одной стороны - симпатия к Наталье Гундаревой, с другой - удивление некоторыми сюжетными поворотами и раздражение от поведения Янковского Тихона.
А что вы думаете об этом фильме, и об актрисе Н. Гундаревой?
Если рассказ интересен, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.