Найти тему
Закрытая книга

Три критерия хорошей научной фантастики

Оглавление

И ведь действительно... Вот как определить, что та или иная книга хороша, а другая — нет? Я вынес для себя три критерия, по котором можно определить, что перед тобой.

1. Предсказание будущего.

Биба и Боба. Это какая-то неправильная фантастика...
Биба и Боба. Это какая-то неправильная фантастика...

Что именно я под этим подразумеваю? То, с какой точностью автор «попал» в будущее. Актуально это, понятное дело, для произведений минимум тридцатилетней (для НФ «ближнего прицела»), а лучше — пятидесятилетней давности.
Хороший пример того, как автор «попал в точку» — Айзек Азимов. Каких-то десять-двадцать лет назад над ним уже смеялись и считали "устаревшим автором", но сейчас, после «нейросетевой революции» становится понятно, что не так уж он был и не прав. Станислав Лем, предсказавший взрывной рост частной космонавтики. Некоторые
советские писатели.

2. Приличный объем.

-2

Крайне мерзопакостное ощущение:
Открываешь книгу, и двух часов не пролетело — а она уже «всё». Просто потому что автор не то что не написал потом продолжения, а даже не выдал стандарта в 12 АЛ. В итоге — скомканный финал и стойкое ощущение того, что тебе чего-то недодали.

Особенно часто такой «позор» можно наблюдать у книг, которые публиковались в журналах «по главам».

Ближайший аналог такого метода дистрибуции — современные книги по подписке, но вместо единоразового платежа нужно было каждую «проду» брать новый номер. Издержки аналоговых каналов, что уж тут.

В современной НФ такое тоже бывает, особенно при триждыпроклятой модели распространения книг по подписке: у автора кончаются деньги, и он утроенными темпами быстренько «закрывает» книгу, чтобы открыть новую подписку.

3. Аполитичность.

Кулон "Мир" by karen H. is licensed under CC BY 2.0.
Кулон "Мир" by karen H. is licensed under CC BY 2.0.

Фантастика должна жить вне политики. Это аксиома. Я не хочу слышать ни про Четвёртый Межгалактический Рейх, ни про Великорусский Союз, ни про насаждение коммунизма на отдельно взятой планете (отдельный пинок персонально Ефремову), ни за Всепланетные Штаты Америки.

Это дно и так из каждого утюга льется, я книги читаю чтобы от-до-хнуть! Есть, конечно, редкие исключения, где политика вставлена хорошо, но они редки настолько, что я могу их пересчитать буквально по пальцам, и отнюдь не только среди НФ.
При этом, что характерно, чаще всего получается хорошо у тех авторов, герои которых имеют политпозицию диаметрально противоположную таковой у автора, потому
изредка это переходит из очередного парада пропаганды в интересную полемику автора с самим собой. Но редко. У МТА — никогда.

По итогу

Как по мне, так если соблюдается хотя бы два из этих пунктов, то книга уже по меньшей мере достойна прочтения, один — нужно "очень хорошо посмотреть", ну а если у автора получился «страйк» по всем трем пунктам, то книга едва ли вас разочарует.

***

А ещё я могу вам порекомендовать статьи на тему того, Как отличить хорошую книгу от плохой, Как думают плохие писатели и оценить рецензию на «Рассказы о пилоте Пирксе», иллюстрирующую эту статью как нельзя лучше. Ну и подписаться на канал, разумеется.