Найти тему

Почему я против дистанционного обучения

Оглавление

За время пандемии усилился тренд на дистанционное обучение. Спрос вырос, предложение устремилось за ним, ещё и учебные заведения перешли на "дистанционку". Много копий сломали в спорах хорошо это или плохо. Я тоже в тот момент хотел высказаться, но решил, не усиливать шум и подождать пока утихнут мои эмоции.

Раз в год я прохожу какой-нибудь курс и всё острее понимаю, что дистанционное обучение, на данный момент, это зло. Последними каплями были обучение проектированию электрических сетей и школьное удалённое обучение сына.

Я против дистанционного обучения потому что:

1. Не всему можно научить дистанционно

2. Не все умеют учить дистанционно

Обучение это не передача информации (не все умеют учить удалённо)

Как проходит большинство курсов, уроков, мастер-классов: преподаватель объясняет тему и даёт домашнее задание, слушатели выполняют, получают или не получают обратную связь (обычно в виде оценки) без разбора ошибок, сильных и слабых сторон.

Если курс без преподавателя всё ещё хуже: видео, тест, видео, тест, видео, тест, сертификат. НО

Обучение это не накачка слушателя информацией, пусть и правильно отобранной и структурированной. Обучение - это изменение поведения. Путь от "не делает" к "делает" или от "делает эдак" к "делает так".Не готовит утку по-пекински - готовит утку по-пекински. Не водит автомобиль - водит автомобиль.

Сейчас цель обучения - научить подменяется другими целями: развлечь, передать информацию, объяснить, дать попробовать.

В результате человек недоучен. А недоученный хуже неученого, как гласит пословица.

Немедленная обратная связь - основа обучения (Не всему можно научить дистанционно)

При обучении важна обратная связь. Причем немедленная, а не отложенная.

Чтобы преподаватель сразу бил по рукам, когда ты не вовремя солишь утку. Когда он пробует готовую и говорит, что не вовремя посолил - уже поздно. Чтобы дёргал руль и орал, что нужно резче поворачивать. Когда вы лежите на соседних койках в травматологии объяснять, как правильно заходить в крутой поворот уже поздно.

Почему нам трудно представить дистанционное обучение вождению, с самостоятельным выполнением заданий, но легко представить, например, обучение физкультуре? Посмотрели видеоуроки про волейбол - всё, теперь вы умеете играть в волейбол. А за выбитые пальцы кто будет нести ответственность?

Почему мы решили, что математике можно научиться, читая учебник, просматривая видео и выполняя задания? А что делать если выполнить задания не получается?
Дальше стоит развить мысль и поговорить о функциях учителя, но это уже другая история.

Если ты такой умный, объясни, как обучать дистанционно

1. Самый эффективный способ обучения - наставничество.

Наставник даёт моментальную корректирующую обратную связь.

2. Второй по эффективности способ - теория самостоятельно, практика с преподавателем

Об этом способе писал Мортен Хансен в книге "Мастер своего дела"

Фото с сайта www.management.com.ua
Фото с сайта www.management.com.ua

3. Выполнение рабочего проекта с консультацией преподавателя.

Не расчет сферического коня в вакууме, а расчёт контура заземления для вашего завода.

Цель обучения не знание и даже не навык, а новое поведение.

Если вам интересно, как учиться самостоятельно - ставьте лайки и я поделюсь своими инсайтами и ошибками.