Найти в Дзене

Выходные с ребёнком: музей или развлекательный центр?

Оглавление
Дети всегда с интересом рассматривают рыцарей в Эрмитаже. Из личного архива.
Дети всегда с интересом рассматривают рыцарей в Эрмитаже. Из личного архива.

Понедельник. Мой урок начинается с вопроса " Как вы провели выходные?"

- Я ходил в торговый центр и делал домашнее задание.

- Мы с мамой ездили в батутный центр.

- А я ездила с родителями в Икею и там мы весь день ходили по магазину.

- Мы ездили в развлекательный центр и играли в лазертаг.

- А я ходил в Маклональдс.

Торговые центры, магазины, батуты, развлекательные центры, фудкорты. Дети развлекались, родители отдыхали и делали полезные дела: закупались продуктами или мебелью. И так каждые выходные. Меняются только названия развлекательных мест и магазинов. Поэтому когда подходит моя очередь рассказать о своих выходных, ответ вызывает неподдельный интерес и удивление. " I went to the museum" ( Я ходила в музей). Реакции разные, от восхищения до "я не люблю музей". На вопрос "почему?" ребёнок отвечает, что он никогда в нём не был. Не любит, потому что не знает, что это такое, какой он - музей. То же самое с театрами, выставками, концертами. Родители не ходят и детей не водят. При этом родители - вполне современные и сознательные люди, их дети занимаются в кружках и развиваются с самого раннего возраста.

Музей истории  СССР будет интересен и детям, и взрослым.
Музей истории СССР будет интересен и детям, и взрослым.

В чём причина, что родители выбирают батуты и торговые центры в качестве развлечений, а не музеи и театры? Понятно, что взрослые транслируют ребёнку свой опыт. И если им ближе футбольный матч или телевизор, то они предпочтут стадион или кинотеатр. Но есть ещё причины, почему так недооценивается роль этих заведений в воспитании детей.

Во-первых, уверенность в том, что музей - это скучно. Естественно, если сам взрослый скучает в музее, он не будет водить туда ребёнка. Многие предпочитают проводить время перед телевизором или в соцсетях. Во-вторых, многие считают, что это дорого. Третья причина - родители думают, что дети ещё слишком малы для театров и музеев.

На деле же всё иначе. Современные музеи полны интерактивных программ для детей, что делает посещение музея интересным, а иногда даже захватывающим. Билеты в музей для детей стоят не дороже билета в кино и часто даже бесплатны, а красоту и старину дети вполне могут оценить уже в возрасте 5 лет.

Музей для ребёнка, да и для взрослого тоже - это выход из привычного окружения, из обыденности. Это своеобразное путешествие в другой мир - в мир красоты, истории, культуры. Это не просто знакомство с произведениями искусства, а встреча с людьми из другой эпохи, которые по-другому одевались, скакали на конях, сражались на мечах и шпагах. Всё это расширяет кругозор ребёнка.

А ещё музей - это умение видеть красоту вокруг себя и стремление эту красоту поддержать, а некрасивое скрыть. Посещение музея воспитывает в людях определённый вкус и желание привнести красоту в свою жизнь, в пространство, в котором живешь сам.

Мой сын Тихон очень любит писать отзывы в музеях. Этот музей не попал в число понравившихся.
Мой сын Тихон очень любит писать отзывы в музеях. Этот музей не попал в число понравившихся.

Впечатления от музея могут быть разными, но поход в музей определённо останется в памяти у ребёнка. А ещё очень важная функция музея, особенно классического в том, что в наш век бесконечного потока информации и мелькания картинок он позволяет перезагрузить свой мозг, заставив его ненадолго сконцентрироваться на каком-то одном объекте.

Интереснее всегда то, что закрыто. Фото: личный архив.
Интереснее всегда то, что закрыто. Фото: личный архив.

Если вы всё-таки решили пойти с ребёнком в музей, что нужно сделать, чтобы ребёнку понравилось? Когда я первый раз повела сына в музей, я сделала ошибку: мне хотелось охватить всё и сразу и ребёнок просто устал. Поэтому в следущий раз мы пошли в музей ( это был Эрмитаж) конкретно посмотреть 5 вещей: мумию, рыцарский зал, часы "Павлин", трон Екатерины II и картину "Возвращение блудного сына". И собирались провести в нём не более часа ( в идеале минут 40-50). 5 экспонатов и 40 минут - идеально для ребёнка, чтобы он не устал и получил положительные эмоции от музея. Кроме того, оказалось, что детям может быть интересно в музее совсем не то, что вы ожидаете. Я обычно рассказываю детям, что за музей мы собираемся посетить, что в нём есть интересного, то есть дети заранее имеют представление о том, что они увидят. Но при этом то, что мне казалось интересным, может их оставить равнодушными, а совершенно неожиданные вещи привлечь внимание. Первое, что видит ребёнок, находится на уровне его глаз, дети вообще видят предметы от маленьких деталей к большим. И если его заинтересовал пистолет или медаль на груди героя войны, то взрослый может развить тему и вывести ребёнка от маленькой детали к содержанию произведения через разговор. "Как ты думаешь, этот человек храбрый? А за что он получил эту награду? А кем он мог быть? Как тебе кажется, он сейчас едет с войны или на войну?" - такие вопросы я задавала сыну, когда его привлёк портрет Суворова. Важно не навязывать своё мнение, а дать ребенку самому сделать выводы. И ещё дать возможность потрогать всё, что можно трогать в музее - пол, стены, ручки дверей, верёвочки, которыми огорожены экспонаты, потому что тактильные ощущения очень важны для развития ребёнка. Если постоянно одёргивать его, то поход в музей превратится в пытку и вряд ли ребёнок захочет туда снова.

Важно дать ребёнку возможность рассмотреть произведение искусства, сосредоточится на деталях.
Важно дать ребёнку возможность рассмотреть произведение искусства, сосредоточится на деталях.

Моей второй ошибкой было то, что стремясь показать сыну как можно больше и выбирая произведения по значимости и интересу на свой вкус, я не давала ребёнку сосредоточится на том, что ему интересно. Постоянно привлекая его внимание к новым картинам, я не давала возможности внимательно изучить предыдущие экспонаты, проникнуться духом картины , тем самым перегружая его информацией. В итоге сын сказал мне, что я ему мешаю.

Этот отзыв моего сына хорошо показывает то, что мне, как маме,  не следовало делать.
Этот отзыв моего сына хорошо показывает то, что мне, как маме, не следовало делать.

Я не разделяю искусство на детское и взрослое, искусство - оно для всех. Мой старший сын долгое время скучал и не выражал особых эмоций в музеях, но будучи подростком, вдруг стал выдавать какие-то исторические факты и узнавать картины, упоминать имена художников. То есть все эти походы в музеи не были бесполезными, информация откладывалась и в нужное время проявлялась. Искусство вечно и на своих детях я наблюдаю, что оно непременно отзовется в душе ребёнка, даже если сначала кажется, что он мало что запомнил и был невнимательным. 

Тихон пишет отзыв в музее. На этот раз положительный.
Тихон пишет отзыв в музее. На этот раз положительный.