Понедельник. Мой урок начинается с вопроса " Как вы провели выходные?"
- Я ходил в торговый центр и делал домашнее задание.
- Мы с мамой ездили в батутный центр.
- А я ездила с родителями в Икею и там мы весь день ходили по магазину.
- Мы ездили в развлекательный центр и играли в лазертаг.
- А я ходил в Маклональдс.
Торговые центры, магазины, батуты, развлекательные центры, фудкорты. Дети развлекались, родители отдыхали и делали полезные дела: закупались продуктами или мебелью. И так каждые выходные. Меняются только названия развлекательных мест и магазинов. Поэтому когда подходит моя очередь рассказать о своих выходных, ответ вызывает неподдельный интерес и удивление. " I went to the museum" ( Я ходила в музей). Реакции разные, от восхищения до "я не люблю музей". На вопрос "почему?" ребёнок отвечает, что он никогда в нём не был. Не любит, потому что не знает, что это такое, какой он - музей. То же самое с театрами, выставками, концертами. Родители не ходят и детей не водят. При этом родители - вполне современные и сознательные люди, их дети занимаются в кружках и развиваются с самого раннего возраста.
В чём причина, что родители выбирают батуты и торговые центры в качестве развлечений, а не музеи и театры? Понятно, что взрослые транслируют ребёнку свой опыт. И если им ближе футбольный матч или телевизор, то они предпочтут стадион или кинотеатр. Но есть ещё причины, почему так недооценивается роль этих заведений в воспитании детей.
Во-первых, уверенность в том, что музей - это скучно. Естественно, если сам взрослый скучает в музее, он не будет водить туда ребёнка. Многие предпочитают проводить время перед телевизором или в соцсетях. Во-вторых, многие считают, что это дорого. Третья причина - родители думают, что дети ещё слишком малы для театров и музеев.
На деле же всё иначе. Современные музеи полны интерактивных программ для детей, что делает посещение музея интересным, а иногда даже захватывающим. Билеты в музей для детей стоят не дороже билета в кино и часто даже бесплатны, а красоту и старину дети вполне могут оценить уже в возрасте 5 лет.
Музей для ребёнка, да и для взрослого тоже - это выход из привычного окружения, из обыденности. Это своеобразное путешествие в другой мир - в мир красоты, истории, культуры. Это не просто знакомство с произведениями искусства, а встреча с людьми из другой эпохи, которые по-другому одевались, скакали на конях, сражались на мечах и шпагах. Всё это расширяет кругозор ребёнка.
А ещё музей - это умение видеть красоту вокруг себя и стремление эту красоту поддержать, а некрасивое скрыть. Посещение музея воспитывает в людях определённый вкус и желание привнести красоту в свою жизнь, в пространство, в котором живешь сам.
Впечатления от музея могут быть разными, но поход в музей определённо останется в памяти у ребёнка. А ещё очень важная функция музея, особенно классического в том, что в наш век бесконечного потока информации и мелькания картинок он позволяет перезагрузить свой мозг, заставив его ненадолго сконцентрироваться на каком-то одном объекте.
Если вы всё-таки решили пойти с ребёнком в музей, что нужно сделать, чтобы ребёнку понравилось? Когда я первый раз повела сына в музей, я сделала ошибку: мне хотелось охватить всё и сразу и ребёнок просто устал. Поэтому в следущий раз мы пошли в музей ( это был Эрмитаж) конкретно посмотреть 5 вещей: мумию, рыцарский зал, часы "Павлин", трон Екатерины II и картину "Возвращение блудного сына". И собирались провести в нём не более часа ( в идеале минут 40-50). 5 экспонатов и 40 минут - идеально для ребёнка, чтобы он не устал и получил положительные эмоции от музея. Кроме того, оказалось, что детям может быть интересно в музее совсем не то, что вы ожидаете. Я обычно рассказываю детям, что за музей мы собираемся посетить, что в нём есть интересного, то есть дети заранее имеют представление о том, что они увидят. Но при этом то, что мне казалось интересным, может их оставить равнодушными, а совершенно неожиданные вещи привлечь внимание. Первое, что видит ребёнок, находится на уровне его глаз, дети вообще видят предметы от маленьких деталей к большим. И если его заинтересовал пистолет или медаль на груди героя войны, то взрослый может развить тему и вывести ребёнка от маленькой детали к содержанию произведения через разговор. "Как ты думаешь, этот человек храбрый? А за что он получил эту награду? А кем он мог быть? Как тебе кажется, он сейчас едет с войны или на войну?" - такие вопросы я задавала сыну, когда его привлёк портрет Суворова. Важно не навязывать своё мнение, а дать ребенку самому сделать выводы. И ещё дать возможность потрогать всё, что можно трогать в музее - пол, стены, ручки дверей, верёвочки, которыми огорожены экспонаты, потому что тактильные ощущения очень важны для развития ребёнка. Если постоянно одёргивать его, то поход в музей превратится в пытку и вряд ли ребёнок захочет туда снова.
Моей второй ошибкой было то, что стремясь показать сыну как можно больше и выбирая произведения по значимости и интересу на свой вкус, я не давала ребёнку сосредоточится на том, что ему интересно. Постоянно привлекая его внимание к новым картинам, я не давала возможности внимательно изучить предыдущие экспонаты, проникнуться духом картины , тем самым перегружая его информацией. В итоге сын сказал мне, что я ему мешаю.
Я не разделяю искусство на детское и взрослое, искусство - оно для всех. Мой старший сын долгое время скучал и не выражал особых эмоций в музеях, но будучи подростком, вдруг стал выдавать какие-то исторические факты и узнавать картины, упоминать имена художников. То есть все эти походы в музеи не были бесполезными, информация откладывалась и в нужное время проявлялась. Искусство вечно и на своих детях я наблюдаю, что оно непременно отзовется в душе ребёнка, даже если сначала кажется, что он мало что запомнил и был невнимательным.