Никогда не замечали, что просматриваемые в последнее время ужастики уже не пугают? Вы не вскрикиваете от ужаса, видя очередного монстра, выползающего из подворотни. Когда главный герой или главная героиня идут в подвал с хиленьким фонариком или, что ещё хуже, включённым фонарём на телефоне, вы не сжимаетесь от ужаса, а в голос намекаете персонажам, что если они туда пойдут, то им будет очень плохо.
Фильмы ужасов пугали, да, и до сих пор некоторые пугают - но они, по большей части, артхаусные, дикие и безумные. Сейчас же основной жанр страшилок, способных обычного зрителя напугать, - это триллер.
В большинстве случаев обычный зритель не разбирается в отличиях триллеров от фильмов ужасов. Давайте кратко их, эти различия, рассмотрим.
В фильме ужасов на первое место ставится борьба добра и зла, выраженная борьбой главного героя и главного злодея в лице монстра или безбашенного психа. В триллере основой является испытание героя - как физическое, так и психологическое. То есть, мы по факту видим либо развитие персонажа, либо его деградацию.
После просмотра триллера у зрителя остаётся на душе тревожность, неопределённость. Ужастик эти эмоции усиливает и добавляет к ним страх. Причём приёмы-то в этих фильмах практически одинаковые - насилие, смерть и прочие "радости".
То есть, когда мы видим на экране ужастик, мы понимаем - вот добряк, вот злодей, они дерутся и в конце выигрывает либо добро, либо зло, смотря кого представляет победитель. В триллере всё иначе - там главный как бы положительный персонаж может оказаться тем ещё злом. Вот и сиди, думай...
Я не первый год уже замечаю, что фильмы-триллеры в прокате приобретают больший успех, нежели ужастики из серии "Очередной монстрик-злодей с воот такими зубами". Люди хоть и идут на фильмы ужасов, но с неохотой, да и критики такие картины громят едва ли не с первых кадров. Что поделать, штампы же...
К слову о штампах. Фильмы ужасов по своей сути - один большой сюжетный штамп. Во-первых, у нас есть главный герой. Или даже кучка главных героев, "Оно" и Лузеры вам в помощь.
Причём герои ужастиков у нас почти как под копирку! Вы где видели, чтобы супротив того же Фредди Крюгера вышел качок-культурист по типу Арнольда Шварценнегера? Обычно в роли главного персонажа выступает либо субтильный и не сильно высокий паренёк или такая же худенькая девушка или женщина.
Вот вам выше примеры обычных главных героев. Среди них нет ни одного человека, который мог бы монстру дать достойный отпор с помощью физической силы. Все они пользуются подручными средствами, прячутся и с трудом побеждают своего врага. Они изначально считаются как бы представителями сил добра, редко когда говорится в фильмах об их тёмном прошлом (а зачастую оно у них имеется). Это - совершенно обычные люди, как мы с вами. У них есть страхи, есть переживания, и также есть стимул к тому, чтобы выжить.
Особо хочется выделить отдельную героиню, которая вроде бы подходит под основные критерии главных персонажей - Сидни Прескотт. Она обычная девушка, ничем не выделяющаяся в плане физической силы или чего-то подобного. Однако именно она в четырёх фильмах "Крик" (жанр у них - слэшер, это подвид фильмов ужасов, в котором убийца - это маньяк-психопат) даёт злодеям финального леща и пускает им пулю в лоб - для верности, чтобы не встали потом. Сила Сидни - в её интеллекте. Она достаточно умная, умеет прослеживать причинно-следственную связь, а ещё обладает сильным характером. Настолько сильным, что способна хладнокровно убить врага, если того требует ситуация.
Но все эти герои - обычные люди. Не супергерои, зачастую не обладают никакими магическими способностями (если сюжет на магии не закручен, конечно). Их так просто к нам отнести, к зрителям...
Главные злодеи в фильмах ужасов уже не такие обычные. Это практически всегда убийцы, психопаты, сверхъестественные существа, суть которых - убить всех, кого только можно. Эти злодеи очень любят возвращаться из мёртвых, так просто их не убьёшь, потому приходится буквально шаманские танцы совершать, чтобы спать спокойно и не вскакивать по ночам с криками.
Понимаете, о чём я теперь? Мы смотрим на отвратную морду монстра и понимает - это злодей перед нами, надо давать стрекача, и побыстрее. Мы изначально понимаем, что чем страшнее монстр, тем больше от него проблем.
И, к сожалению, большинство сюжетов для фильмов ужасов уже изъезжены вдоль и поперёк. Каких только монстров мы не видели! Люди-бабочки, люди-тараканы, люди-муравьи, обожжённые в огне, утопленные в воде, зарытые в землю, заживо замурованные в стену, оборотни, вампиры, вендиго, прочая нечистая сила. И против них - обычный человек, как мы с вами. Уже, если честно, такого ужаса и не доставляют монстры из ужастиков, особенно в наш век развития цифровых технологий. Мы уже понимаем, что с помощью компьютера и обычной мышки можно создать такую гадость, отвратнее которой нет на свете. Уже не боимся.
И в этом главная разница между триллером и фильмом ужасов. Потому что в триллерах главные злодеи - это такие же обычные люди. У них есть проблемы, это верно, но они выглядят как мы. Они ходят среди нас, сидят с нами за одним столом. И иногда - смотрят на нас из зеркала, когда мы туда смотрим.
Многие ли, глядя в лицо довольно добродушного мужчины по имени Ганнибал Лектор, смогут увидеть в нём психопата-убийцу, склонного к каннибализму? Давайте честно - Энтони Хопкинс, сыгравший его, ну вообще на маньяка не походит. А сыграл он его практически идеально.
Или вот вам, обычный мужчина Митч Хиллер. Типа семьянин, который заводит любовницу и абьюзит свою супругу Слим. Когда та встаёт на дыбы и сопротивляется, он начинает физически её избивать. Это - главный злодей триллера, и он тоже обычный человек, который умудрился-таки получить леща от своей жертвы. И леща хорошего... Мы поверим разве в то, что вот этот мужчина является психопатом? А он такой и есть...
Или вот, глядя на этих смазливеньких и милых юношей, вы поверите в то, что они - жестокие убийцы, насильники и реальные психопаты? Я бы не поверила, не знай людей и то, что усы их тараканов в головах иногда вылезают наружу и творят жуткие вещи.
И вот вам наглядный пример того, как из вроде бы положительного (о положительности Артура Флека однозначно судить как-то тяжело) главного героя персонаж становится главным злодеем. Мы видим становление главного психопата Готэма, то, какой путь он прошёл, прежде чем надел свой франтовский клоунский костюм и стал творить дичь на улицах города. Мы, зрители, не понимаем - то ли сопереживать бедняге, попавшему в водоворот психологического давления и реальности общества, то ли ненавидеть его, потому что, ну, он же злодей и делает другим больно.
В этом есть главная "сладость" триллера - смотря такие фильмы, мы не сразу понимаем, кто тут добрый персонаж, кто тут плохой. У нас нет основных жанровых шаблонов, и зачастую концовка шокирует, оставляет много вопросов.
Поневоле задумаешься - а не смотрит ли на тебя злодей из зеркала, когда ты умываешься? Или, может быть, он на расстоянии вытянутой руки? Или ты лично его знаешь? После триллеров по-другому начинаешь смотреть на своё окружение, подмечать детали, ранее не замеченные. И иногда отсеивается тот самый, ненужный и токсичный круг общения, так что это можно записать в плюсы триллера как жанра кино.
И вот мы подошли к непосредственному ответу на вопрос, поставленному в названии статьи.
Основная причина того, что жанр ужастиков в киноиндустрии начинает деградировать - это пресыщенность зрителей разными страшилками и монстрами. Мы видели всех, кого только могли. Мы сами можем создать таких монстров в своём воображении, что дадим фору любому режиссёру. Практически все сюжеты уже обработаны, и режиссёры теперь пинают трупы, если так можно сказать - это я имею в виду, что они клепают очередные сиквелы и приквелы из уже известных кинофраншиз. Зритель же - устал. Устал от круговорота Фредди Крюгеров, Майклов Майерсов, Джейсонов Вурхизов и прочих гадиков, которых видит на экране. Устал от адских монахинь, проклятых кукол и домов.
Именно поэтому на сцену выходят триллеры. Нам, зрителям, нравится встряхивать свою нервную систему разными страшилками, а раз уже наступила пресыщенность от явных монстров и постоянной борьбы добра со злом, а желание попугаться осталось, посмотреть триллеры - это идеальный вариант. Ещё и задумываться заставляет. Анализировать, смотреть иначе на своё окружение.
Конечно, наступит время, когда пресыщенность коснётся и триллеров. Это произойдёт обязательно, как в своё время произошло с таким жанром как фильмы-вестерны, как происходит с ужастиками. Они становятся неактуальными, не приносят прибыли, потому киноделы обращают свои взоры на другие жанры. И это вроде бы нормально, общество развивается и искусство развивается вместе с ним. Обычная эволюция...
Правда, иногда я всё-таки скучаю по очередным монстрикам, которые вылезают из тёмного подвала, кусают меня за пятку и спрашивают: ну чё, пугаться-то будем? И то ли поорать-повизжать от страха, то ли тапком по затылку дать...
До встречи в следующей статье!