На августовской конференции учителей Казахстана заместитель премьер-министра Ералы Тугжанов заявил, что нужно срочно улучшать ситуацию в образовании страны. Главным аргумент - низкие результаты казахстанских 15-летних школьников в международном исследовании PISA.
В декабре 2019 года были озвучены результаты исследования, проведённого в 2018 году. Казахстан оказался на 73 месте рейтинга. При том, что в исследовании принимали участие 79 стран. Показатели казахстанских школьников - самые низкие среди стран СНГ.
PISA проводится с 2000 года. Казахстан участвовал в исследованиях с 2009 года. В 2012 и 2015 годы наблюдалось улучшение показателей. Результаты 2018 оказались даже ниже, чем в 2009 году.
Министр образования Асхат Аймагамбетов назвал предполагаемые причины неудачи:
1) PISA впервые проводили на компьютере. У школьников не было возможности вернуться к предыдущим вопросам.
2) Детям, которых тестировали в 2018 году, в Казахстане можно было пойти в школу в 7 или в 6 лет. Поэтому часть из них учатся в 10 классе, часть – в 9. Школьники некоторых стран, по мнению министра, оказались в более выгодной ситуации. Например, все японские тестируемые школьники учатся в 10 классе.
3) Тестируемые казахстанские школьники учились не по обновлённым образовательным программам. Министр предполагает, что введение этих программ обеспечит высокие результаты исследования PISA в 2021, а особенно в 2014 году.
Причины, указанные господином Аймагамбетовым, мне не кажутся убедительными. Например, в 2012 и 2015 годах школьники тоже учились не по обновлённым образовательным программам.
К объективным причинам я отнесла бы содержание образования, его учебно-методическое обеспечение (прежде всего несовершенные школьные учебники) и профессионализм учителей. Учителя «советской школы» завершают свой профессиональный путь. Общий уровень и уровень профессиональной подготовки более молодых учителей часто ниже, чем у коллег старшего поколения. При этом среди молодых учителей выше уровень кадровой «текучки». Попробовали работать - и ушли в другую сферу, если педагоги талантливые – перешли на работу в школы с более высоким статусом или перешли в частный сектор – репетиторство, сменили место работы или прекратили работу временно по семейным обстоятельствам (создание семьи, декретный отпуск). Всё перечисленное чаще происходит с учителями 25-40 лет, чем с учителями 40-60 и выше.
В 2010-2020 годах в Казахстане реализовывали реформу развития образования. В рамках этой реформы много средств потратили на повышение квалификации школьных учителей. Специальные широкомасштабные курсы для учителей начались в 2011 году. Как раз в то время, когда нынешние 15-летние школьники начали учиться. Программы повышения квалификации разрабатывались совместно со специалистами Кембриджского института образования. Учителей учили альтернативным подходам организации учебного процесса – в противовес традиционным. Учили полезным вещам – например, как организовать работу в группах, как использовать ИКТ. Но на курсах всё внимание сосредотачивалось на формах, а не на предметном содержании. В лучшем случае объединяли учителей одного предмета, чтобы обучать надпредметным навыкам – как оценивать, а не как преподавать. Я предполагаю, что многим учителям не удалось после этих курсов связать предметное содержание с новыми формами, новые методы и приёмы с традиционными, уже доказавшими свою эффективность. Что могло стать одним из факторов общего снижения качества образования.
К субъективным факторам, на мой взгляд, можно отнести повышение уровня миграции. В последние годы статистика фиксирует, что уезжать стали даже семьи казахской национальностей. Часто это именно семьи с детьми школьного возраста. Те, в которых родители и дети понимают ценность хорошего образования и ответственно относятся к учёбе. А остаются более безответственные.
Негативно отразиться на качестве образования могла также его дифференциация. В 2008 году в Казахстане появились НИШ («Назарбаев Интеллектуальные школы»). Это школы очень высокого уровня во всех смыслах. Ученики этих школ демонстрируют высокие показатели во время тестирования PISA, которые сопоставимы с показателями учеников стран-лидеров по результатам этого исследования.
Но в НИШах учатся 1% от общего числа учащихся Казахстана. А для того, чтобы обеспечить для учеников НИШей привилегированные условия, в их пользу перераспределяются ресурсы – финансовые, учебно-методические, кадровые. Что ещё в большей степени ухудшает качество образования в остальных школах. Сейчас пытаются переносить опыт НИШ во все остальные школы. Но эта попытка мне кажется неудачной. Слишком разные условия, и ученики тоже очень разные. То, что работает в классах с мотивированными учениками, имеющими высокий уровень интеллекта, в массовых школах оказывается бесполезным, а в некоторых случаях даже вредным.
Лучшие результаты в исследовании 2018 года у Китая. На втором месте Сингапур. Россия на 18 месте. Показатели российских школьников улучшились в сравнении с предыдущими исследованиями.
Финляндия уступила пальму первенства. Но в Финляндии, согласно данным этого исследования, детям комфортно учиться. И разница между результатами разных школ составляет только 7%. То есть в этой стране удалось обеспечить равный доступ всех детей к качественному образованию.
В Казахстане, похоже, даже не ставят такой задачи.
Здесь статьи с анализом результатов исследования PISA 2018 года стран мира и Казахстана:
http://edu-marathon.org/pisa2018results