В искусстве так сложилось, что европейские художники еще со времен Ренессанса ориентировались не на творчество внутри освященной веками традиции, а на формирование оригинального индивидуального послания каждой личности в отдельности. Курбе как-то сказал, что живопись подобна физическому языку, который в полной мере говорит нам о реальных и конкретных вещах.
Что может быть общего между реалистом и постимпрессионистом? Для этого сравним двух признанных мастеров: Поля Гогена и Гюстава Курбе.
Курбе был великолепным портретистом, в профессию пришел довольно рано, совмещая учебу в колледже и уроки у Шарля-Антуана Флажуло. Гоген же напротив — обратился к живописи относительно поздно; однако, успел построить весьма успешную карьеру. Его популярности не помешало даже скептическое отношение к общепринятой системе жизненных ценностей.
Эксцентричность Поля Гогена не предполагала даже попытки заняться реалистичным изображением. Вместо этого он устремил свой взор на импрессионизм, но и рамки мгновенного впечатления оказались для него слишком тесны. Он считал обе упомянутых концепции искусства ограниченными в средствах выражения и тупиковыми в своем развитии. Именно опора на технические решения этих течений, при сугубо индивидуальном смысловом наполнении и сделали художника главной звездой постимпрессионизма XIX века.
Итак, перед нами два мастера, два художника ощущающих и отображающих мир совершенно по разному. Тем не менее, в их творческой биографии можно найти два схожих произведения: «Здравствуйте, господин Курбе» и «Здравствуйте, господин Гоген».
Первая картина архитипична для творчества Гюстава Курбе.Мастер вдохновлялся народной традицией и очарованием простой жизни. На картине мы видим встречу буржуа и художника (который изображен в роли странника). Критики охарактеризовали произведение: «Богатство склоняется перед гением».
Образ художника лаконичен и прост. Костюм путешественника, дорожная трость и ранец за спиной, ощутимо контрастируют с богатством одежды господина Брюйа, сопровождаемого слугой и собакой. Картина относится к реализму. Её оглушительная правдивость и отсутствие какой-либо иронии произвели сенсацию на Всемирной выставке в Париже. После написания этого произведения Курбе был объявлен поборником нового типа искусства, где нет места условностям и литературным сюжетам. Это был настоящий прорыв в изобразительном искусстве, впоследствии оказавший серьезное влияние на импрессионистов, и, как следствие, на постимпрессионистов.
Её неоднократно «цитировали» в своих работах другие художники. Самым ярким из них стал Поль Гоген и его полотно «Здравствуйте, господин Гоген», написанное в 1889 году, спустя 35 лет после картины Курбе.
Философские аналитические методы Гогена были противопоставлены целостной системе непосредственного наблюдения за реальностью Курбе. Гоген и Курбе – это столкновение концептуальности и философии, мгновения и бытия, спонтанности и внутренней структуры. Это общие положения, которые объединили и в то же самое время противопоставили крайне непохожие миры двух художников. От картины Курбе веет светом, солнцем, радостью. Картина же Гогена погружает в мрачную задумчивость, создавая совершенно иной мир.
«Здравствуйте, господин Гоген» – это аллегория трудного пути, по которому идет художник. Здесь изображена суровая красота дикого и пустынного края, а главная тема всего произведения – почти медитативное созерцание жизни вполне реальных людей. Обычная бытовая тема с привычным сюжетом формирует миф о пришествии отверженного миром художника-изгоя (таковым себя считал Гоген).
Полотно Гогена – это своеобразная калька картины Курбе. Однако главной целью постимпрессиониста стало не признание публики, а фиксация совсем иного отношения к мастеру. Народ в картине Гогена олицетворяет женщина-крестьянка, которая встречает на пути странную и мрачноватую фигуру художника, больше похожего на бродягу. Она стремится как можно скорее уйти от него, а мастер в своем образе культивирует излюбленный персонаж романтического Жана Вольжана из «Отверженных» В. Гюго.
Гоген видит себя в этом мире как художника, лишенного уважения в глазах всего общества. Поэтому столь велика разница в двух картинах: гордый, прямой и открытый Курбе и мрачный, сутулый и отгороженный забором ото всего Гоген. За спиной Поля причудливый яркий мир, выраженный художником в фантастических формах, но обществу, в лице крестьянки-бретонки, он оказывается не интересен. От чего художник закутывается в свое пальто еще больше и его синий берет практически полностью закрывает лицо. Единственным единомышленником Гогена выступает маленькая собачка, бегущая чуть впереди него. Возможно, только она знает цель художника, маниакальную, страстную и болезненную цель – остров Таити. Только найдет ли себя Поль Гоген в этом таинственном месте?
Автор: Лёля Городная