Найти в Дзене
OVER 9000

Главное заблуждение по сальникам: разъясняю, почему они текут

Оглавление

Для начала давайте выясним, что такое, собственно, сальник. Сальник (или "уплотнительная манжета") - это резиновое кольцо с металлическим каркасом, которое внешним диаметром устанавливается в корпус узла, а внутренним обхватывает вращающийся вал, из этого узла выходящий. Бывают разные конструкции, но суть одна: не давать вытекать жидкости из узла через уплотняемый вал.

типичный текущий сальник
типичный текущий сальник

Главное заблуждение

От чего сальник начинает течь? Считается, что сама резина (это не совсем резина, но назовём материал так) стачивается и дубеет - отсюда запотевания маслом и прогрессирование течи. И это тоже отчасти верно. Но главная причина потери данного уплотнения - это протачивание вала от трения.

Дело в том, что за долгие годы и сотни тысяч километров даже самый износостойкий сплав какого-нибудь коленвала начинает истончаться в том месте, где сальник прилегает к нему наиболее плотно. Причём, канавку на валу делает не только сама резиновая кромка, но и масло. Удивлены? Я объясню.

Очевидно, что ни один сальник не проездит долго, если будет постоянно "тереть" об уплотняемую деталь непосредственно. Поэтому, на высоких оборотах между валом и кромкой сальника возникает тончайшая гидродинамическая подушка из масла, которая препятствует просачиванию его из агрегата наружу. Кстати, по такому же принципу работает уплотнение турбины, о чём мы уже говорили. Так вот, эта масляная подушка с мельчайшими частичками абразива (которые не способен уловить ни один фильтр) также способствует "прогрызанию" канавки в уплотняемом вале.

Но как резиновый сальник может быть прочнее вала?

Он не то чтобы прочнее. Но, хоть в это и трудно поверить, их износоустойчивость при заданных условиях работы сопоставима. Недаром, в любом руководстве по ремонту пишут, что при замене сальника необходимо проверить поверхность уплотняемой детали на предмет износа и проточек. И именно поэтому люди зачастую очень долго мучаются, когда уже не первый поменянный сальник всё равно почему-то продолжает запотевать и сочиться маслом. А всё потому, что рабочая кромка нового сальника осталась там же - на канавке, которую протёр его предшественник.

Для решения этой проблемы применяют различные методы ремонта - например, смещают сальник вдоль по валу, чтобы кромка нового попала на "свежую" поверхность без проточки (см. ниже) .

Сальник может уплотнять и шкив. На фото отлично видны сильные проточки от предыдущего сальника. Такую разницу диаметров новый сальник скомпенсировать зачастую не способен.
Сальник может уплотнять и шкив. На фото отлично видны сильные проточки от предыдущего сальника. Такую разницу диаметров новый сальник скомпенсировать зачастую не способен.

А вот мой способ решения проблемы :