Найти тему

Мудрость с перцем: Заметки на полях жизни

Оглавление

Частенько записываю свои мысли: на телефон, в ноут или просто на бумажку. Иногда это маленькие экзистенциальные крохотки, а порой такие серьёзные комки, что самому страшно. В этой статье я решил поделиться некоторыми из них. Приготовьтесь к порции псевдофилософского Дзена, сдобренной сарказмом и удовольствием от моментов «пустого прожигания жизни».

Жизнь — игра, но правила никто не объяснял

Знаете ведь как бывает: живёшь себе, учишься, женишься, работаешь, вроде уже всё понял и приспособился, как вдруг — БАЦ! Что-то из ряда вон. Новый виток. И снова: добро пожаловать в реальный мир!

Вроде бы ты уже на месте, церемония в полном разгаре, все вокруг давно сидят у костра, песни поют. Душевно так, складно, а ты только-только начинаешь вникать, о чём вообще вся эта тусовка. Вот оно, настоящее! Жизнь — это игра, но фокус в том, что играть в неё нужно так, будто это всерьёз.

Если ты не рассказал всем окружающим о своих успехах, значит, их и не было. Ты выпал из процесса, не участвовал, и вот возвращаешься ни с чем. Где твой отчёт? Почему племя должно радоваться твоему возвращению? Вот тут и начинается настоящее подвижничество. Осетрину второй свежести не подают. А если без соуса — это вообще не осетрина.

Жизнь, как и игра, заставляет тебя верить, что всё происходит по-настоящему.

Это как сорвать большой куш в «Монополию», а потом обнаружить, что все деньги — фальшивые, и в реальном банке их тебе не обменяют. И всё время есть ощущение, что красивые и успешные люди где-то далеко, за горизонтом, а ты здесь, в своей Платоновской пещере, среди теней собственных сомнений.

Переживания — это всё, что у нас есть

Когда-нибудь задумывались, что, возможно, нет никакого «я», которое «чувствует» или «думает»? Есть только само #переживание. Когда ты говоришь «я чувствую», на самом деле просто переживаешь это чувство. Нет отдельного «я», которое тут, а чувства где-то там.

И тут возникают сильные глаголы, такие мощные, что рядом с ними остальные слова кажутся смешными уточнениями: «ворваться» в родительскую спальню и «опи@денеть» от ужаса — ну, вы поняли.

Не существует иных чувств, кроме текущих, доступных в оный самый момент. Каждое из них – это и есть «я». Невозможно обнаружить «я», отделенное от какого-либо конкретного переживания, или переживание, отдельное от оного самого «я». Это всё одно и то же.

Безбрежные пространства и чихи микробов

Космос, как пирог изюмом, утыкан черными дырами и остывающими звёздами, похож на чашку Петри после знатного чиха. Новые колонии микробов плодятся в ней с первой и последней надеждой, захватывая пространство самозабвенной коллективной машинерией, жаждой опустошающих трат, прожигающих заботливые родительские приращения и накопления.

Истлел ли канат, который держит шагающего над пропастью? Тонкий или толстый — не суть, всё зависит от того, как посмотреть. Шумит прибой, вдали горят огоньки, звучит музыка, а канатный плясун всё идёт по натянутой струне.

Есть просто переживание.

Нейросеть не отвечает. Космос между глазами покинут последним разумным обитателем. Такова изначальная тревога бытия. Тонкий момент, когда понимаешь, что живёшь просто потому, что дышишь.

Добро — это зло, но наоборот

Как говорил мудрый Конфуций: "благими намерениями вымощена дорога в ад". Или, если по-китайски:

Безупречно праведные воруют добродетель.

Что-то вроде лавки в парке, сделанной из некогда живого дерева. Теперь оно сгнило, а остались только металлические элементы. Когда-то природа отдала свои ресурсы, а потом всё вернулось на круги своя через распад. В конце концов, коммунальные службы тоже не вечны.

Прах, окружающий мусор, подобен Брахману в индуистской космологии, сверху и снизу, а человек, маленький и растерянный, невечность-незнание-неблаженство, пытается найти в этой пыльной куче билет в бизнес-класс, чтобы предъявить его Ямараджу, богу смерти, у которого все ходы — и хорошие, и плохие — записаны.

Принято думать и делать всё так, будто есть выбор и время найдётся, чтобы ещё пожить и покопать. Можно попробовать выторговать у Ямы дополнительные баллы или мили, но вот беда, не помнишь ни стоимости аренды места, ни того, как выбирал между хорошими и плохими условиями, ни даже того, куда следуешь дальше.

-2

Улучшить себя? А стоит ли?

Благо, которое ты стремишься творить — себе или другим — может оказаться не таким уж благим. Оно зависит от твоего самомнения, от того, что ты думаешь: как понять, что хорошо для других? Или даже для себя? Попытки улучшить себя — это и есть та самая чесотка, которой не обо что почесаться. Чем больше стараешься, тем сильнее зудит.

Проблема в том, что сам конфликт возникает от твоего же стремления его разрешить. Если твоя личность, твоё эго — это попытка сделать невозможное, то чем больше ты стараешься, тем тщетнее всё это выглядит.

Когда пытаешься сделать невозможное, то просто зря стараешься.

И вот ты уже как бутылка, наполненная пустотой, пытаешься избавиться от неё, подбросить на первый попавшийся порог, потому что не знаешь, как с ней жить дальше. Какое послание она содержит? С чего вдруг она решила, что её место всенепременно — в историческом музее? Может быть, в ней просто окурок, этикетка или какой-то нерукотворный мусор, который туда случайно занесло дождём и ветром. Говорят, всяк бутылка да наполнится!

Заключение: бери всё, не думай

Почему жизнь такая сложная штука? Может быть, потому что мы всё время хотим чего-то достичь, понять, осмыслить. А может, дело в том, чтобы просто жить? Ведь как только ты перестаёшь контролировать — происходит магия.

И вот уже пятница на календаре, и ты смотришь на мир иначе.

Добро и зло проистекают из одного источника

В одной Сутре говорится: «Добро и зло имеют один корень; добродетель и порок проистекают из одного источника». Как нам отличить одно от другого? Можно лишь выбрать то, что соответствует требованиям момента, и назвать это «добром». Или оставить как есть, без названия.