Найти тему

"Я женщина красивая, на любовь дюже гожая!" Сильные, чувственные и своенравные героини Людмилы Хитяевой. К юбилею актрисы.

Её звезда взошла в те времена, когда невозможно было представить в кадре обнаженную актрису и когда отечественный зритель понятия не имел, что такое секс-символ. Но были другие слова и эпитеты, которые изящнее и точнее описывают женскую притягательность, манкость. Чувственность - Хитяева одна из первых советских актрис, если не первая, воплотила это качество женской натуры в нашем кино.

Но по порядку.

Первая её роль в кино в картине "Екатерина Воронина"стала одной из главных творческих удач актрисы и знаковой работой. Хитяева уже несколько лет работала в Горьковском театре драмы. В конце 50-х - начале 60-х яркие талантливые постановки этого театра приезжали посмотреть даже из столицы. В одном из спектаклей Хитяеву увидел писатель Анатолий Рыбаков, автор "Кортика" и "Детей Арбата", и посоветовал режиссеру Исидору Анненскому, который приступал к съемкам фильма "Екатерина Воронина", присмотреться к молодой актрисе.

"Екатерина Воронина" . 1957 год
"Екатерина Воронина" . 1957 год

Так Хитяева впервые попала в кино и сразу на главную роль. И какую! После премьеры стало ясно, что в советском кинематографе появилась талантливая актриса очень яркой индивидуальности с невероятной органикой и большим диапазоном профессиональных возможностей. Роль в фильме "Екатерина Воронина" предоставила Хитяевой возможность проявить в полной мере свой актерский талант: она играет свою героиню во временном промежутке от 16-летней девчонки, стремительно взрослеющей на фоне военных тягот, переживающую первую любовь и предательство, до молодой женщины, трудно обретающей подлинное, порой горькое, глубокое, выстраданное чувство. При этом героиня закаляется как личность, проходит профессиональное становление, учится руководить коллективом.

"Екатерина Воронина". 1957 год
"Екатерина Воронина". 1957 год

Не сыграй Хитяева Екатерину Воронину, не было бы её озорной и лукавой, своенравной и необузданной героини с трагической судьбой в гениальной герасимовской экранизации романа "Тихий Дон". Увидев Хитяеву в отнятом материале в незаконченном еще фильме "Екатерина Воронина", Сергей Герасимов, не назначая проб, пригласил её на роль Дарьи Мелеховой.

"Тихий Дон" . 1958 год
"Тихий Дон" . 1958 год

Глядя на актрису в "Тихом Доне", порой возникает ощущение, что автор писал героиню с Хитяевой: тонкая, высокая, с выразительными бровями, "гибкая в стану", "похожая на девушку, "она вилась в походке, перебирая плечами". Так и пишет Шолохов: была дьявольски хороша, при этом было в её улыбке что-то "вызывающее и нечистое". Все эти черты образа своей героини Хитяева сыграла шикарно. Актерское мастерство 28-летней актрисы позволило воплотить и порочные черты характера героини, и беспощадную язвительность и колкость её натуры, и её подлинное горе, когда она хоронит мужа, и трагизм последних минут жизни.

"Тихий Дон". 1958 год
"Тихий Дон". 1958 год

В 1958 году режиссер Александр Иванов приглашает Хитяеву в экранизацию "Поднятой целины" на роль беспутной и хитрой Лушки. Режиссер вспоминал, как пробовал нескольких известных актрис на роль непутевой жены Нагульнова, и все они пытались играть бесстыдство и распутность. И лишь Хитяевой удалось применить множество других красок, создав объемный образ, сыграть легкомысленную, страстную, ищущую не только любви, но и выгоды, героиню. В этой роли Хитяева невероятно хороша - её героиня шалопутная, но и красивая, насмешливая, острая на язык:

- Вы посмотрите на меня, товарищ Давыдов, - я женщина красивая, на любовь дюже гожая... Вы посмотрите: что глаза у меня хороши, что брови, что ноги подо мной, ну, и все остальное..
"Поднятая целина". 1958 год
"Поднятая целина". 1958 год
"Поднятая целина". 1958 год
"Поднятая целина". 1958 год

Будет еще одна роль, где Хитяева в полной мере наделила свою героиню красотой, обаянием и притягательностью. Ведьма Солоха из "Вечеров на хуторе близ Диканьки". Прекрасная хозяйка, красивая, притягивающая к себе мужчин и тем самым вызывающая ненависть женской половины хутора, она не лишена коварства и хитрости, корысти и жадности. Несмотря на все пороки и низменные качества, какими наделил Солоху Гоголь, он не лишил её обаяния. А уж какой обаятельной сыграла её Людмила Хитяева известно зрителям не одного поколения.

"Вечера на хуторе близ Диканьки". 1961 год
"Вечера на хуторе близ Диканьки". 1961 год

Для Хитяевой вполне реальной была опасность замкнуться в узких рамках сексапильной, чувственной, сводящей с ума мужчин героини. Актриса счастливо избежала этой участи. Творческая судьба подарила ей несколько ярких киноролей другого плана. Помимо мощного и цельного образа Екатерины Ворониной, Людмила Хитяева великолепно сыграла роль Клавдии в художественном фильме "Цыган" - первой режиссерской работе талантливейшего Евгения Матвеева. Эта картина, к сожалению, подзабыта, больше зритель помнит телевизионную экранизацию романа Анатолия Калинина. А жаль, кинофильм замечательный, его премьера в 1967 году была громкой и успешной, картина имела отличный прокат и большой зрительский отклик.

"Цыган". 1967 год
"Цыган". 1967 год

Отличная работа Хитяевой в фильме Татьяны Лиозновой "Евдокия" , где актриса сыграла роль женщины непростой судьбы, воспитавшей пятерых приемных детей.

"Евдокия". 1961 год
"Евдокия". 1961 год

Хитяева наделена способностью к мгновенному перевоплощению. Как-то давно попадалась мне в интернете интересная статья с воспоминаниями одного из режиссеров о работе с Людмилой Хитяевой, где он говорил о её невероятной органике. В этой молниеносной актерской трансформации при выстраивании образа, характера персонажа её невозможно было переиграть.

На днях Людмила Ивановна Хитяева отметила 90-летие.

Здоровья, долгих лет и благодарность за блестящие роли!

Спасибо всем, кто дочитал до конца!

И если статья показалась Вам интересной, ставьте лайк и подписывайтесь на канал.