На аверсе псковских монет было изображено очень странное животное.
Знаменитый академик Н. Лихачев идентифицировал этого псковского «барса» со знаменитым новгородским «лютым зверем».
Да-да, лютыми бывают не только князья, но и животные. А уж словосочетание «зверь лют» вообще является колдовским заклинанием. По крайней мере, если его произнести в присутствии историков, они тут же начнут спорить, ругаться, и, возможно, даже обзываться.
Среди историков дискуссия о «звере лютом» идет с дореволюционных времен и до сих пор далека от завершения. Все началось с очень древнего текста – «Поучения» Владимира Мономаха. В этом своеобразном завещании знаменитый русский князь рассказывает детям о своей жизни, и, в частности, об охотничьих подвигах:
В.П. Верещагин. «Завещание Владимира Мономаха». 1896 г.
«Тура мя 2 метала на розѣх и с конемъ, олень мя одинъ болъ, а 2 лоси одинъ ногами топталъ, другыи рогома болъ, вепрь ми на бедрѣ мечь оттялъ, медвѣдь ми у колѣна подъклада укусилъ, лютыи звѣрь скочилъ ко мнѣ на бедры, и конь со мною поверже.И Богъ неврежена мя съблюде».
В принципе, все понятно, но на всякий случай дам перевод:
«Два тура метали меня на рогах с конем вместе; олень меня бодал; два лося – один ногами топтал, другой рогами бодал; дикий кабан оторвал у меня меч сбоку; медведь у колена прокусил подседельный войлок; лютый зверь вскочил ко мне на бедра и повалил коня со мною, а Бог сохранил меня целым и невредимым».
Однажды историки задались вопросом – а кто такой лютый зверь? Все остальные названы по именам, а этот остался засекреченным. К тому же непонятно, кто в русских лесах мог прыгнуть всаднику на ноги и свалить его вместе с конем.
И понеслось… Лев! Нет, волк! Какой волк? Медведь! Рысь! Барс! Леопард!
Проблема усугубляется тем, что словосочетание «зверь лют» встречается во множестве русских текстов, от древнейшей «Повести о полку Игореве» («скочи от них лютым зверем в полночи») до сравнительно недавнего костромского изразца 1660 года с надписью «Грифозверь лютый»:
А в самом таинственном отрывке из русских летописей «лютыми» обозваны совсем уж экзотические для русских земель животные. Я имею в виду знаменитый отрывок из Псковской третьей летописи так называемого Архивского второго списка: «В году 1581-м в Новгороде соорудили земляную крепость. В том же году вышли из реки лютые звери крокодилы и путь всем преградили. Многих людей крокодилы покусали. Люди ужасались и молились богу по всей земле. Потом крокодилы спрятались, а некоторых из них убили».
Сразу скажу – я не знаю, откуда взялись лютые крокодилы в Пскове. И никто не знает. Это место в летописи – одна из так называемых загадок истории, не имеющих удовлетворительного объяснения.
В общем, лютых зверей было на Руси множество. В том числе и на новгородских и псковских гербовых печатях. В Великом Новгороде его даже подписали: «А се лютъ зверь»
На поздних печатях, когда псковские художники уже немного научились рисовать, стало ясно, что «лют зверь» явно из породы кошачьих, причем пятнистый:
Ну а при Алексее Михайловиче постановили считать его барсом, и он так и ходит барсом по сей день.
С этой же печати, кстати, взяли и обращение для царского титула. Если вы присмотритесь, то увидите, что по кругу там написана фраза: «Печать господарьства Псковского». Поэтому и русский самодержец в полном титуле несколько столетий, начиная от Ивана Грозного и заканчивая Николаем Вторым, именовался «Государь Псковский».
_____________
Это отрывок из моей книги "Царский титул в картинках". По ссылке вы можете найти ее полностью.
За сколько телег серебра Россия купила у Польши Киев? Отчего символом северного города Владимира стал африканский лев, и почему у него железная корона - одна из трех известных в мировой геральдике? Откуда у реального правителя Новгородского государства "боярина Якова Пунтосовича" такое странное отчество?
Если же вам интересна средневековая история России и окрестных стран, вы можете почитать мою историческую сагу "Московиты" или фантастический роман "Адашев. Северские земли".