Найти тему
Учитель

Я не хочу идти на работу – это стресс или профессиональное выгорание

Общаясь с коллегами в социальной сети, от многих слышала фразу о нежелании идти на работу. Как оказалось, состояние сие заразно и передается силой мысли. Раньше к выходу на работу меня мотивировали новые вещички, приобретенные по случаю 1 сентября и нового учебного года. Но теперь, увы, лайф-хак или психологический прием не работает. Более того, даже новый дневник, блокнот и прочие канцелярские принадлежности, приобретались по принципу «что дешевле» и почти не порадовали.

Кто-то из коллег бросил фразу о том, что на работу идти нужно, так как зарплата нужна уже, все банально, просто кончились деньги. Да, согласна, тоже мотивация, но уж какая-то вынужденная.

Все эти разговоры навеяли мысль о пришедшем профессиональном выгорании или банальном стрессе, плавно переходящим в затяжную депрессию. Кстати, если среди читателей есть педагоги-психологи или, просто, психологи, то хотелось бы узнать и ваше мнение.

Изучив ряд материалов и статей, посвященных проблемам профессионального выгорания, могу предположить, что в текущем году с этим столкнулось большинство моих коллег. Да, психологическим толчком или катализатором такого состояния педагогов стал переход на дистант. Ситуацию отягощали и внешние факторы. Так, сообщения через громкоговоритель о необходимости соблюдать режим самоизоляции, носить маски и избегать людных мест напоминали кадры из фильмов а ля «Эпидемия». На все попытки разума отнестись к этому с юмором, психика реагировала паническими атаками.

Психологи перечисляют ряд признаков, которые позволяют отличить профессиональное выгорание от ситуации хронического стресса или затяжной депрессии.

Эмоциональное выгорание имеет вполне реальное выражение в следующей физиологической симптоматике:

- синдром хронической усталости;

- головные боли и мигрени;

- нарушения пищеварения;

- ухудшение качества сна;

- тошнота по утрам;

- одышка.

Со стороны психики или поведенческих реакций можно наблюдать следующие проявления:

- раздражительность и вспышки гнева;

- повышенную тревожность;

- длительные апатические состояния и потеря интереса к общественной (коллективной) жизни;

- намеренный уход от общения с коллегами.

Что приводит педагогов к такому психологическому, эмоциональному и физическому состоянию?

На этот вопрос я попробую ответить, исходя из своей практики. В первую очередь к такому состоянию педагогических работников приводит неграмотный менеджмент. С точки зрения руководителя, педагог должен выполнять ряд обязанностей, связанных с методической работой. В этот термин методисты и те, кто отвечает за данное направление работы образовательного учреждения, вкладывают свое понимание. В частности, речь идет о всевозможных конкурсах методических разработок, образовательных ресурсов, научных проектов. Внимание, конкурс! - именно так был обозначен раздел на сайте ОУ, где учителям было предложено (добровольно-принудительно) принять участие в конкурсе поурочных разработок. Сочетание «Внимание, конкурс!» само по себе вызывает раздражение и стресс. На возмущения педагогов школьные админы реагируют отнюдь не самыми мотивирующими высказывания из серии «А разве вы не профессионалы своего дела? Это входит в ваши функциональные обязанности! Список сотрудников, не сдавших работы, будут передан директору» и прочие не самые приятные выражения, после которых желания создать «методический шедевр» становится еще меньше.

Другой прием некачественной работы управленца я называю «Фавориты и марионетки». Известно, что завучей в школе, как минимум, два. А их работа напрямую зависит от активности педагогов, которую они и стремятся всячески создать. Да, это прописано в «планах» и «стандартах», но есть педагоги, которые всегда активно включаются в любую работу (исправно приходят на совещания-сходки для разработки проектов предметных недель, мероприятий) – их я называю марионетки. Они готовы всем и всегда прийти на помощь с фразой – «А что делать?». Как правило, это исполнители со средней эффективностью, способные выполнить стандартные функции в рамках разработанного плана или проекта. Их прогрессивность и эффективность зависит от того, насколько прогрессивен и эффективен проект.

Фавориты – это генераторы прогрессивных идей, способные воплотить их в жизнь, а также привлечь к этому других коллег, вызвав у них живой интерес и обозначив не всегда финансовую выгоду.

И тем и другим категориям приходится нелегко, так как руководители ведут за них борьбу, с целью создания хорошей команды для активного продвижения того или иного воспитательного или методического проекта. Фаворитов и марионеток в коллективе не так много, как хотелось бы, так как основную массу коллектива составляют педагоги, которые просто ведут уроки и всячески стремятся избежать общественной нагрузки или принимают в жизни коллектива лишь функцию присутствия.

Основная часть общественной нагрузки выпадает именно на фаворитов и марионеток. Последние, выполняя задания, в ответ получают, как похвалу, так и критику, одновременно осознавая свою ответственность за весь процесс. Та часть коллег, что не принимают участие в этой работе, нередко сопровождают ее комментариями о том, что это лишняя и бесполезная трата душевных сил. В какой-то момент, активные товарищи и сами приходят к этой мысли, особенно в день зарплаты, когда получают те же суммы, что и те, кто стоял в сторонке. Именно такие моменты в педагогической работе создают ситуацию профессионального выгорания.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц