20 августа 2020 года исполнилось 130 лет со дня рождения одного из величайших писателей прошлого века — Говарда Филлипса Лавкрафта. Это одна из знаковых фигур на карте мировой литературы, имя которого не требует особого представления. Достаточно сказать, что именно его произведения стали отправной точкой в творчестве такого «гения пера», как Стивен Кинг, а также многих других писателей-фантастов, персонажи которых будоражат умы уже не одного поколения, а их истории переходят от одного «костра» к другому.
При жизни писателю не удалось обрести ту сумасшедшую (как и его романы) популярность. Произведения изначально печатались исключительно в формате «бульварного чтива», но все же оказали колоссальное влияние на жанр фантастики, литературу ужаса и мировую культуру в целом. По мотивам рассказов Лавкрафта снято множество фильмов — практически все из них похожи на рассказы-первоисточники очень смутно, но то, с каким вдохновением подходят создатели к экранизациям творчества Лавкрафта показывает, насколько оно их вдохновляет. Так, совсем недавно на канале HBO вышел еще один сериал «по мотивам» — «Страна Лавкрафта».
Когда мы говорим о вдохновленных творчеством Лавкрафта произведениях, мы не можем не упомянуть графический роман Алана Мура «Провиденс». В нем мы столкнемся не только с мифами Лавкрафта, но и эпохой, в которую жил и творил Лавкрафт. В графическом романе мы познакомимся с журналистом Робертом Блэком, а еще с людьми-рыбами, культистами-каннибалами и прочей бездной необъяснимого.
Алан Мур: Провиденс
Провиденс — родной город Г. Ф. Лавкрафта. Но в тексте графического романа актуальнее другое значение: «провидение».
«Провиденс» — невероятных масштабов исследование творчества Лавкрафта и его эпохи, с стихотворениями в прозе, интертекстуальными связями и рассказами в основе глав.
Цикл «Мифы Ктулху»
Главным «детищем» Лавкрафта является создание, которое стало своего рода ядром творчества автора, образовав при этом целый культурный пласт, именуемый «Мифами Ктулху». Если вам еще не приходилось сталкиваться с творчеством Лавкрафта, то, несомненно, свое знакомство с произведениями данного автора стоит начать именно с этого ряда произведений.
Цикл представляет собой довольно большое количество рассказов, в каждом из которых — совершенно разные истории, так или иначе пронизанных общими идеями. Это теории заговора, тайные религиозные общества, которые поклоняются Древним, Книга Мертвых — «Некрономикон», вымышленный город Аркхем, в котором творятся странные вещи.
Говард Лавкрафт: Зов Ктулху
Говард Филлипс Лавкрафт, не издавший при жизни ни одной книги, позднее стал классиком жанра литературы ужасов, кумиром широкого круга читателей, включая утонченных интеллектуалов. Его талант признавали такие мастера, как Хорхе Луис Борхес и Стивен Кинг; рассказы много раз экранизировались, а само имя писателя стало нарицательным.
Безусловно, свое знакомство с главным циклом, который является краеугольным камнем творчества автора, стоит начать с одного из самых значимых произведений в истории мировой литературы — с рассказов о вызывающем восхищение и ужас одновременно мифическом существе по имени Ктулху. Это владыка миров, спящий где-то на дне Тихого океана, способный при этом воздействовать на разум человека, сводить с ума, подводить людей с кошмарным поступкам. Ктулху — это Великий Древний исполинских размеров с гуманоидным телом, покрытым чешуей, прихода которого ждут члены религиозного культа, принося ему в жертву случайных странников, которые волею случая забрели не туда.
В начале 2000-х это чудовищное морское создание с щупальцами на голове, парило по всему интернету в юмористических зарисовках, что, к слову, стало призывом новому поколению для знакомства с творчеством Лавкрафта, возведя Ктулху в ряды наиболее популярных персонажей, наряду с Пеннивайзом, Фредди Крюгером и Бугименом.
В сборнике представлен целый цикл рассказов о этом существе и культе его почитателей, последователей, хранящих тайну в тесном кругу единомышленников, безукоснительно следующим предписаниям «древних».
Одним из таких рассказов является «Дагон». Весь рассказ по существу является предсмертной запиской моряка, который повстречался с древним существом по имени Дагон. Это другое древнее морское божество, культивируемое тайным обществом на затерянном острове в Тихом океане.
Рассказчик описывает события, предшествующие его встрече с чудовищем, свои находки в сердце Стигийских глубин, свидетельствующих о том, что некие разумные существа следят за этой местностью, обратив ее в место поклонения ужасающему морскому созданию. Безумные видения апокалиптического характера преследуют моряка на протяжении всего рассказа, в какой-то момент он теряет рассудок.
Что интересно — рассказ написан таким слогом, столь живо в нем описание, что поневоле задумываешься — а выдумка ли?
Говард Лавкрафт: Цвет из иных миров
Роман был написан автором в 1927 году и описывает события, в очередной раз подводящие читателя к мысли, что все то, на чем основываются наши познания о Вселенной, очень зыбко и ненадежно. Двадцатые годы прошлого века были весьма интересными временем, когда весь мир пребывал во власти глобальных изменений, повлекших за собой полную перестройку мира, Вторую Мировую войну, а также множество других, определяющих событий в политике, культуре и повседневной жизни людей по всему миру. Можно ли здесь провести параллель с очередной историей Лавкрафта, где безумие вновь граничит с чрезвычайно детальным, рельефным описанием реальности, где тайные общества стремятся к власти над миром путем культивирования древних существ?
Действие происходит в месте к западу от Аркхема (города, который также является вымышленным). Местные отказываются от разговора с рассказчиком, который прибыл в поселение по работе, однако, ему удается найти сумасшедшего старика Эмми Пирса, на основании рассказа которого строится дальнейшее повествование.
Падение метеорита, который озарил местность поразительным по красоте свечением удивительных, невиданных цветов, повлекло за собой цепь ужасающих событий. Лавкрафт, с присущей ему красочностью в деталях, описывает этап за этапом поглощение мраком целой семьи. С каждой страницей все больше погружает читателя в ужасающий мир потустороннего, неизведанного, безумного, где страх граничит с любопытством, отчаяние — со смелостью.
Говард Лавкрафт: Хребты безумия
Это одно из главных произведений автора из цикла «Мифы Ктулху», в котором также освещается тема тайных обществ: поклонники неких Морских чудищ — Богов, тщательно оберегающих свой культ. Здесь мы вновь слышим упоминание города Аркхем, который направляет исследовательскую экспедицию в Антарктику.
Какие холодящие кровь находки будут обнаружены в ходе исследования местности? Выживет ли кто-то в экспедиции, которая была оснащена по последнему слову техники? Какие последствия ожидают ученых, которым, казалось, приходилось видеть ввиду своей профессиональной деятельности всякое?
Цикл Снов
Где-то на границе мира реального, физического с параллельным пролегает Мир Грез. Там нет места тем явлениям и событиям, к которым привыкли мы на Земле, где Пространство и Время идут по другим траекториям, понять которые не представляется возможным человеческому мозгу.
Неподготовленному читателю истории из этого цикла могут показаться несколько странными, запутанными. Однако, именно эта необычность повествования, ровно как самих сюжетов, придает произведениям особый шарм, притягивает, выделяет на общем фоне фантастической литературы.
Говард Лавкрафт: Некрономикон
«Страх — самое древнее и сильное из человеческих чувств, а самый древний и самый сильный страх — страх неведомого», — констатировал в эссе «Сверхъестественный ужас в литературе» один из самых странных писателей XX в., всеми своими произведениями подтверждая эту тезу. В состав сборника вошли признанные шедевры зловещих фантасмагорий Лавкрафта.
Цикл включает в себя порядка 19 произведений, в том числе историю Некрономикона — «Книги Мертвых», которая фигурирует в большинстве его рассказов. Что интересно — Лавкрафт использовал свои собственные сны, как источник вдохновения. Основным произведением же можно считать рассказ «Иные Боги», который также входит в сборник «Дагон и другие жуткие рассказы», о котором мы упомянули ранее.
Особую таинственность и очарование придает текстам манера, в которой они написаны: повествование ведется в стиле старинных былин о Древних Богах, с которыми мы встречаемся на протяжении всего творчества автора.
Миры Говарда Лавкрафта, несмотря на всю свою психоделическую атмосферу ужаса, безусловно, представляют интерес. Это истории, в которые стоит окунуться, даже если вы не являетесь поклонником фантастической литературы. Почерк Лавкрафта, его уникальный способ повествования, детальная прорисовка событий и персонажей, волшебным образом переносят вас во вселенную непризнанного при жизни автора. И его гений продолжает будоражить воображение писателей, режиссеров и художников, являя собой неиссякаемый источник вдохновения.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы иметь книжные рекомендации на любой случай!