Найти тему
Древо Речи

Игры и упражнения для «запуска» речи.

Организуем пространство для совместной деятельности. Речь и мышление маленького ребёнка непосредственно связана с его действиями. Поэтому развитие будет активизироваться при соединении речи и деятельности.

Лепка. Лучше на первых порах брать тесто, оно мягче, легче поддаётся ручкам малыша. Вот пример простой, но очень полезной игры

«Посади овощи».

Предварительно рассматриваем вместе картинки с плодами, называя их, или играем в «Магазин».

-2

Хороши также «разрезные» овощи и фрукты, из которых мы «готовим суп» или «варим компот». Рассматриваем картинки, где изображён сад и огород. Рассказываем, что овощи из семян вырастают на грядке.

Предлагаем посадить семена в пластилиновую грядку. Скатываем «колбаску» - это будет грядка. Сажаем в неё семена (фасолинки, горошинки ребёнок пальчиком вдавливает в тесто). На каждое вдавливание произносим: «Пам». И, конечно же, после посадки семена нужно полить.

Пальчики изображают падение капель воды: «кап-кап-кап». Синхронизация движения и произнесения звуков развивает чувство ритма, необходимое для формирования слоговой структуры. Отрабатываемые звуки и слоги можно менять: например, морковь сажаем со слогом «пум», горошек со слогом «тум», репу — со слогом «так». Тренируется тонкое фонематическое различение, способность к дифференциации фонем.

-3

Чрезвычайно полезна лепка «Чудиков».

-4

В этой игре можно не только отработать слова простых слоговых структур (рука (руки), нога (ноги), лапа (лапы), ухо (уши), рот, нос, рога, щека (щёки), лоб, губы, зубы, боты...), но и помочь ребёнку сформировать схему тела и некоторые пространственные категории. Итак, для игры понадобятся детали, изображающие части тела, головные уборы, обувь. Можно купить набор пластмассовых деталей — отдельно или с тестом для лепки, а можно слепить самим из застывающего теста или пластики.

Самодельные детали до застывания нужно «насадить» на зубочистки или маленькие шпажки, это позволит ребёнку втыкать детали в «колобок». Во время лепки постоянно проговариваем слова и фразы, с которыми «работаем»:

«Куда нос?», Куда уши?», «Кепка на голове», «Вот ноги», «Рука сбоку», «Две руки»... Соотносим изображение с телом ребёнка, мягко гладя по ручке («Твоя рука»), проводя пальцами по бровям («Твои брови», «Брови над глазами») и т. д.

Играем в «Дотронься», используя различные глаголы (глагольный словарь активно продвигает внешнюю речь!): «Хлопни по моей ладони!», «Нажми на свой носик», «Дотронься до моей головы», «Положи ладони на свои щёки», «Погладь свой животик», «Нажми на мой подбородок пальчиком», «Спрячь свои коленки под ладошками», «Похлопай по моему плечу 2 раза».

-5

В лепке, игре с мячом, подвижных играх постоянно используем

глаголы:

«лепи», «дави», «клади», «кидай», «кати», «бей», «беги», «лови», «сядь», «открой», «закрой»,

наречия, обозначающие пространственные представления:

«вверх», «вниз», «вперёд», «назад», «налево», «направо», «прямо».

-6

Действия ребёнка комментируем многократно повторяющимися междометиями, синхронно с движениями ребёнка, в такт его действиям (например, когда малыш увлечённо стучит по по поверхностям или набивает мяч): «Бум-бум-бум!», «Пам-пам-пам!», «Дын-дын-дын!». На каждый тип движений своё звукосочетание. Увлечённо, весело и задорно! Таким образом мы стимулируем речевую активность ребёнка, опираясь на его двигательную активность, эмоции и предоставляя простой и доступный звуковой образец, развиваем чувство ритма, способствующее формированию слоговой структуры.

Описанные игры и упражнения очень простые. Но их развивающий и обучающий эффект велик! Очень важно вызвать и поддерживать интерес ребёнка к таким играм. Только при условии интереса, эмоциональной вовлечённости, желании и активности самого ребёнка будет достигаться необходимый эффект. И в этом основная задача родителей — вложить свою энергию, свои эмоции так, чтобы увлечь ребёнка игрой!