Обожаю славянскую мифологию.
Вернее те остатки, что сохранились до наших дней обрывками из отрывков во всяких летописях, былинах, преданиях, сказах и сказках.
И, кстати, славянские воззрения на семейную жизнь, детей, женщин сейчас если не удивили, то, как минимум, озадачили бы современных русских людей, в теории - исторических и генетических потомков.
В частности, к примеру, одинокая женщина с ребенком у славян безусловно достойна была и уважения, и сочувствия, и заботы.
Соплеменники не позволили бы себе не только злобных выпадов в сторону, как сейчас говорят, РСПшки, а наоборот, сочли бы долгом и честью заботиться о ней.
Молодая женщина с ребенком, даже не побывавшая замужем, в некотором смысле даже была ценнее других девушек, потому что на деле доказала свою способность к зачатию.
Часто задаюсь вопросом, откуда ноги растут у уничижительных высказываний современных половозрелых мужчин на вопросы семьи, брака, чистоту супружеских отношений, снисходительного отношения к слабому?
Собственно, ведь даже вынужденное двоеженство (или многоженство) славян (предвижу этот аргумент) вызвано было в первую очередь не похотью самодовольного добытчика, а необходимостью заботы о слабых, важностью единения семьи, значимостью сохранения каждого ее члена.
Зачастую женились на женах погибших братьев, отдавали младших сестер, оставшихся без опеки родителей и старших братьев, в семью замужней старшей сестры.
Да, может быть и есть в этом некое варварство, но что уж там, язычники же.
Древние славяне современной морали не знали, Достоевского с Толстым не читали. Как могли, так и справлялись с нуждой и бедами.
Впрочем, славянская женщина, вопреки стереотипам, была довольно свобода в выборе жизненного пути. Она могла воспротивиться нежеланному браку, к ней прислушались бы даже старейшины рода.
И не смотря на то, что понятия развода в принципе не существовало, славянка могла принять решение уйти от разнелюбого мужа или, как минимум, принять решение не делить с ним постель.
Впрочем, надо признать, что это крайне редкое событие для славянской семьи, потому что язычники все-таки с уважением относились к соплеменницам, вернее, им и в голову не приходило, что их можно обижать, унижать, бить.
Между тем кровное, общеродовое родство у славян ценилось выше, чем родство супружеское.
Существует достаточно известная притча (я встречала ее в самых различных вариантах и интерпретациях, поздних летописных переложениях, например, сказании об Авдотье Рязаночке), в которой славянке необходимо выбрать, кого из мужчин ее селенья ей спасти - мужа, сына или брата.
Вопрос, конечно, сложный, выбор нравственно тяжелый, но у славян было однозначное понимание того, какое решение будет правильным.
Жизненный опыт, семейные устои того времени, моральные принципы эпохи оправдывали только один правильный выбор.
Женщина спасла брата. Члена семьи, который на 100% одной с ней крови-плоти.
Выбор славянки - муж или брат- не был в действительности самым тяжелым выбором, потому что он был продиктован особенностями восприятия кровного родства, особой близости воспитания в одной семье, принадлежности к одной родовой ветке семейного древа.
Вот так вот.
Муж - это человек, который в определенный период жизни находится рядом. И в какой-то момент - не находится.
Брат - это человек, который воплощает физически "самое себя" в мужской ипостаси, неся тот же самый генетический набор. От себя не убежишь.
Статьи автора о семейных ценностях:
Как я подумала головой и перестала быть мужней женой.
Ушла от мужа, чтобы не стареть на его глазах.
Вопрос, вернее, ответ, который сорвал свадьбу чуть ли не накануне.
Жареный сибас как маркер удачного брака.