Найти в Дзене

Магомед Мусаев: "Как улучшить свое стихотворение?"

Оглавление

"Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес"
Уильям Шекспир 

Прежде всего сочту нужным предупредить, что на момент написания стихотворения, представленного ниже, я не знал ни о ритме, ни о размере стихотворения. Я начал писать стихи, имея скудные познания в данной отрасли. Даже убежден: имей я хоть какое-нибудь представление о стихосложении, я не взялся бы за перо.

Итак, вот пример, на основе которого я дам советы по улучшению стихотворения:

***

Страсть — огонь,
Разлука — ветер.
Держа ладонь,
За тебя в ответе.

Ветер подул,
Погас свечу,
Потому уйду,
Причину умолчав.

Подул ветер,
Разжег пожар.
Дам всё на свете:
Вернуться дрожа.

Думаю, что стихотворение мало понятно. И это нормально. Оно написано в 2015 году, являясь моим первым стихотворением, написанным в 17-летнем возрасте. На него меня вдохновили слова Франсуа де Ларошфуко:

"Разлука гасит мелкие страсти и усиливает великие подобно тому, как ветер задувает свечу и разжигает пожар"

Однако, видно, что переложить цитату на стихи у меня не вышло. И вот почему:

  • в первую очередь нарушен ритм стихотворения: не ясно, то ли ямб это, то ли хорей - ударение то и дело хаотично подает и на четный слог, и на нечетный:

стрАсть — огОнь, (хорей)
разл
Ука — вЕтер. (ямб)
держ
А ладОнь, (ямб)
за теб
Я в отвЕте. (хорей)

  • следующее, что нарушено, это размер стихотворения.

Страсть — огонь, (три слога)
Разлука — ветер. (
пять слогов)
Держа ладонь, (
четыре слога)
За тебя в ответе. (
шесть слогов)

Будет достаточно исправления этих двух пунктов, чтобы стихотворение стало гораздо лучше.

Итак, главные строки в стихотворении, это определение, что страсть - это огонь, а разлука - ветер. Выходит, что эти две строчки стоит оставить неизменными, подстроив под них все остальное стихотворение. То есть, все нечетные строки после исправления будут иметь три слога с ударениями на нечетный слог, а четные - пять слогов с ударениями на четный слог.

Исправленный вариант:

Страсть — огонь, (3 слога / хорей)
разлука — ветер. (
5 слогов / ямб)
Взяв ладонь, (
3 слога / хорей)
за Вас в ответе.  (
5 слогов / ямб)

Целиком отредактированное стихотворение:

***

Страсть — огонь,
разлука — ветер.
Взяв ладонь,
за Вас в ответе.

Ветер пусть
нахлынет жутко,
нашу грусть
увидеть — шутка.

Только чуть
подует ветер,
нашу грудь
он на рассвете

опалит
огнем свирепым,
озарит
лучом нелепым...

И пусть вновь:
разлука — туча.
Но любовь,
любовь — живуча.

Возможно, появятся люди, которые посчитают, что нельзя писать стихотворение, используя два размера. Тогда, нехитрим способом я сделаю так, чтобы строфа состояла не из четырех строк, как было, а из двух:

***

Страсть — огонь, разлука — ветер.
Взяв ладонь, за Вас в ответе.

Ветер пусть нахлынет жутко,
нашу грусть увидеть — шутка.

Только чуть подует ветер,
нашу грудь он на рассвете

опалит огнем свирепым,
озарит лучом нелепым...

И пусть вновь: разлука — туча.
Но любовь, любовь — живуча.

В итоге, стихотворение целиком построено хореем и в каждой строке состоит восемь слогов, что, как сами видите, улучшило стихотворение даже с визуальной точки зрения.

Магомед Мусаев, Театр Поэзии, г. Махачкала
Магомед Мусаев, Театр Поэзии, г. Махачкала

Читайте также: