«Долбанутые» чиновники все ищут способы, как уменьшить контакты учителей со школьниками и между учениками во время уроков, перемен и приема пищи (странное, не совместимое с педагогикой, стремление!).
О сущности школьного образования чиновники не «долбаются», хотя его «долбанутый» результат очевиден: достаточно сравнить детей, пришедших в 1-ый класс («жизнерадостных и гениальных»), и этих же детей через 11 лет («тупых и агрессивных»). Документальные факты такого рода существуют. Другой результат «долбанутого» школьного образования состоит в том, что за время обучения здоровье школьников неуклонно ухудшается и к 11-ому классу 95% из них имеют хронические заболевания (и это медицинский факт).
А ведь за нанесение ущерба здоровью уже судят врачей, которые неправильно лечат пациентов. Не пора ли тоже делать по отношению к учителям, директорам школ и министрам просвещения?
******
В этой связи вспомнилось…
Где-то лет 20 назад к профессору кафедры валеологии (была такая кафедра в одном продвинутом институте усовершенствования учителей) пришла на консультацию учительница 4-го класса и стала спрашивать, что делать, чтобы ученики меньше уставали в школе (а следовательно, и болели меньше).
После анализа и обсуждения вопроса профессор сформулировал выводы:
1) ученики устают от школы уже утром в понедельник, когда надевают на себя ранец, набитый книгами; в последующие учебные дни недели усталость у них накапливается и за выходной энергия не восстанавливается; в результате у детей образуется хроническая усталость, которая является причиной плохой успеваемости и роста у них заболеваемости;
2) особенно дети устают (перенапрягаются), когда их вызывают отвечать к доске (насильно, не интересуясь, готовы ли они) и на контрольных (часто неожиданных для них); а еще: детям очень тяжело возвращаться домой с плохими отметками в дневнике;
3) у детей из-за большого объема домашних заданий практически не остается время на отдых и увлечения, в том числе, на занятия физкультурой и творчеством;
А далее профессор сформулировал рекомендации:
Занятия в школе должны носить творческий, а не рутинный характер. Это повысит интерес учеников к занятиям, улучшит эмоциональный фон учения, исключит необходимость в частых контрольных и отметках (творческие работы не подлежать контролю и бальной оценки). В школу лучше ходить через день по половине класса. Это позволит детям быть спокойнее и больше заниматься в Домах Творчества и на физкультурных площадках. Для создания домашнего комфорта и обеспечения мягкого контроля в свободные от школы дни с детьми должны находиться старшие родственники (лучше всего – бабушка или дедушка).
P.S.
Описанные события вспомнились не случайно.
20 лет назад рекомендации профессора остались только рекомендациями. Но может сегодня перед лицом пандемии, они покажутся обоснованными?..
Сколько ж можно «долбаться»? Ведь страдают дети!
Статьи на Канале «Воз сена» близкого содержания:
Нам нужна новая педагогика;
Школа в будущем,
Совет педагогический,
Учителя не знают педагогики,
«Не ходите, дети, в школу – будете здоровы»,
Школьные недоумения и др.