Около двух тысяч лет подряд на территории нынешней Центральной России жил народ, который мы называем «волосовцами». Было это невообразимо давно, но во многом они были похожи на нас — разве что войн не вели. И считали своими предками не обезьян, а птиц.
Давайте познакомимся с прежними обитателями наших мест.
В этом большом (30 литров) глиняном сосуде волосовцы пять тысяч лет назад готовили еду — внутри нашли остатки пригоревшей пищи. Откопали чан в Спас-Клепиковском районе Рязанской области. Учёных озадачивают гончарные рецепты волосовцев: в глиняное тесто они добавляли толчёные пережжёные раковины пресноводных моллюсков, пух и перья водоплавающих птиц, рыбьи кости. «Современные эксперименты не принесли никаких доказательств особой эффективности этой технологии», — сообщает сайт Государственного исторического музея.
Люди волосовской культуры жили между Окой и Волгой (в нынешних Владимирской, Вологодской, Рязанской, Костромской, Тверской, Московской, Ивановской, Самарской, Саратовской, Ярославской, Нижегородской областях) в IV-II тысячелетия до н.э.. Своё имя они получили от нас по деревне Волосово Нижегородской области, вблизи которой в начале XX века были впервые обнаружены и изучены остатки их поселений.
Волосовцы были европеоидами и говорили, вероятно, на одном из предков современных финно-угорских языков. Они были похожи на нынешних жителей Прибалтики и северных регионов России. Но в захоронениях волосовской культуры иногда находят черепа с внешними признаками лапоноидов (к людям такого типа, например, относятся современные саамы из Норвегии и Швеции). Выходит, волосовцы вступали в брак и с представителями соседних народов — «иностранцами».
Волосовцы ставили свои поселения по берегам рек: жилые дома (5-7 в группе) на высоком берегу, ближе к воде — промысловая постройка, в которой коптили рыбу и хранили инвентарь. Они добывали себе пропитание рыбалкой (на осетров, сомов, язей, щук) и, конечно, охотой — в деревнях найдены кости зайцев, бобров, кабанов, куниц, лосей, медведей.
Они селились в деревянных зданиях площадью 50-60 кв. м: там был углублённый в землю пол, посыпанный утоптанным песком (!), очаг для приготовления пищи в центре и отопительные очаги — вдоль стен и у входа; тамбур при входе. У такого дома была двускатная крыша из бересты, лубка или камышовых снопов, подпираемая изнутри бревенчатыми столбами.
Хозяйственные и спальные помещения в домах отделялись от главного «зала» стенами из кольев (а спали волосовцы на нарах, устланных мехом животных). Видимо, в каждом таком доме жила одна большая семья, несколько поколений родственников. Между домами часто были обустроены крытые переходы-коридоры.
Рядом с волосовскими могильниками располагались так называмые «ритуальные площадки», на которых, вероятно, проходили обряды поминовения предков. На одной из таких площадок в Дзержинском районе Нижегородской области нашли скульптурное изображение головы лося, сбросившего рога в зимний период. Очевидно, оно украшало жезл бородатого волосовского священника.
Волосовцы носили на одежде подвески в виде птиц: глухарей, цапель, куликов, уток, гагар, тетеревов, рябчиков. Исследователи предполагают, что люди считали птиц своими прародителями. Действительно, ну не считать же таковыми лосей.
Волосовцы делали из кости гарпуны, рыболовные крючки и наконечники стрел, из кремня — оружие и скульптурные фигурки людей; плели сети и щедро украшали глиняную посуду орнаментом. У волосовцев были собаки. Войн наши (кто — предки? выехавшие соседи?) не вели — больших захоронений со следами насильственной смерти не найдено.
В 1910 году на раскопках в той самой деревне Волосово графиня Прасковья Уварова (председатель Московского археологического общества и профессор Казанского университета) ткнула зонтиком в борт траншеи — а оттуда посыпались кремневые кинжалы. В «волосовском кладе» оказалось целых 118 предметов: скребки, ножи, наконечники дротиков, долота, тесла и тд. Очевидно, это была могила знатного человека, и его отослали в загробный мир со всей полагающейся амуницией.
Волосовская культура сошла на нет в первой половине II тысячелетия до н.э. Тогда на эти земли с запада пришли люди т.н. фатьяновской культуры (клавшие в могилы каменные боевые топоры). Возможно, волосовцев погубили болезни, которые принесли с собой фатьяновцы. Те были скотоводами, а известно, что большинство инфекций человек перенял у домашних животных.
Не исключено, впрочем, что волосовцы не исчезли совсем, и остатки прежнего населения смешались с фатьяновцами. А те потом смешивались с теми, кто приходил потом — и, возможно, среди читателей этого текста есть прапра-внук того самого вождя, которого похоронили с дротиками.