Найти тему
Туман Забвения

Почему православной женщине можно носить брюки. Ответ православным фанатичкам ч.1.

Оглавление

В основе лежит канонический и историкокультурный обзор.

взято из яндек. Картинок
взято из яндек. Картинок

Несколько лет назад, сталкиваясь с православными фанатичками в храмах, доказывающими девушкам, что брюки носить есть великий грех, мною завладела идея опровергнуть это мракобесие. С этой целью было решено изучить как каноническую основу вопроса, так и историческую. Можно было бы пойти по пути дьякона Андрея Кураева и спросить: вы в каком отделе брюки покупаете в мужском или женском? и остановиться на этом, лаконично и доходчиво, но фанатики часто требуют более тщательного обзора. В рамках этой статьи тезисно рассмотрим пока что каноническую часть проблемы. Берем самые распространенные "аргументы".

1. якобы в Библии написано, что нельзя штаны носить. В итоге отсылают к общим формулировкам книги Бытия. «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5). Но здесь ничего не говориться о штанах или юбке, не указывается конкретный фасон. Сразу возникает вопрос фанатичкам, с чего вы взяли, что брюки могут быть только мужскими? Вопрос вообще отпадает, когда понимаешь, что иудеи того времени не знали ни мужских, ни женских брюк.

2. Другие аргументы имеют более низкий статус по авторитетности - решение соборов церкви. А именно 62 правило VI Вселенского Собора и 13 правило Гангрского Собора. Но любой человек, читая эти правила не увидит в них запрета даже на ношение одежды противоположного пола. Первое направлено на борьбу с пережитками язычества в христианской среде, а именно игрищ в честь языческих богов, которые могли сопровождаться обряживанием в персонажей, в том числе противоположного пола.

Так называемые календы, вота, врумалия, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнуть из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносить могущия, равно и в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических; при давлении винограда в точилах не возглашать гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки, не производить смеха, и, по невежеству, или в виде суеты, не делать того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делать что-либо из вышесказаннаго. Если суть клирики, повелеваем извергать из священнаго чина, если же миряне, отлучать от общения церковнаго»

А второе направлено против ереси Евстафия, где осуждаются не все женщины, переодевающиеся в мужское, а именно евстафианки. Византийский канонист Феодор Вальсамон поясняет

Правило предает анафеме тех жен, которыя, может быть, ради подвижничества облекаются в мужския одежды и бросают одежду свойственную женской природе. Хорошо отцы присовокупили: «ради мнимого подвижничества»; ибо сделавшая что-нибудь подобное не по лицемерию и обману, но по истине и по образу истинного и чистого подвижничества, не только не должна подлежать анафеме, но и должна быть признана достойною похвалы. Ибо многия жены совершили подвижническое поприще в мужском одеянии и достигли высоты спасения, как святая Мелания, святая Евгения и другия».

Да что тут говорить, Матрона Константинопольская, Анастасия Патрикия, Анна Вифинская несли монашеский подвиг в мужском образе. Ксения Петербургская ходила в мужском мундире, старец Досифей, благословивший Серафима Саровского на постриг, был женщиной в миру Дарьей Тяпкиной.

Как видим, нет канонических оснований утверждать, что брюки носить нельзя. Да и разобраться следует, только ли это мужская одежда или нет, что я сделаю в следующей статье. Наперед забегу, мало кто знает, что церковь в своей истории не принимала даже мужские брюки, не только женские) Но говоря церковь я не подразумеваю ее вселеский масштаб, а именно ее частные проявления.

3. третьим авторитетным еще менее значимым мнением являются мнения горе-старцев, монахинь, прихожанок, бабуль за свечным ящиком, уборщиц, которые могут в 21 веке если не выгнать девушек из храма за джинсы, но прилюдно пристыдить. К сожалению во власти старомодного стереотипа оказались известные монахи-подвижники, такие как Паисий Святогорец, старец схиархимандрит Христофор и другие. Эти мнения имеют частный богословский характер, поэтому не могут считаться официальной позицией церкви вообще. Ошибаться к сожалению могут даже такие корифеи современной монашеской жизни.

Продолжение Почему православной женщине можно носить брюки Ч.2 Условность между женской и мужской одеждой в древнем и современном мире часть 2.

Продолжение часть 3.Почему православной женщине можно носить брюки. Ч.3 Одежда как идентификационный маркер