Вo время Второй мировой войны среди союзников ходил один лозунг. Его развешивали на заводах и в жилых кварталах. Учитывая постоянную отправку людей, продовольствия и других поставок в Европу и Азию, информация о точном времени отправления конвоев была строго засекречена. Плакаты предупреждали: “Болтун — находка для шпиона". Богу всегда было небезразлично, какие слова мы говорим. Иисус однажды сказал:
«Ибо от избытка сердца говорят уста. Добрый человек из доброго сокровища выносит доброе, а злой человек из злого сокровища выносит злое. Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:34-36).
Особенно Богу было небезразлично, когда люди, обращаясь к Нему, давали зарок что-то сказать или сделать. Библия такое обещание называет обетом или клятвой. В Чис. 6:1-8 Моисей пишет о принятии обета обычным израильтянином. Речь идет об “обете назорейства" (6:2). Такой обет был свободным волеизъявлением, а не требованием Моисеева закона. Однако он давал каждому человеку возможность проявить на практике благочестие и набожность. Обет можно было давать только на короткое время. Конкретные сроки не устанавливались, но Мишна (иудейское толкование Ветхого Завета) предписывала исполнять его тридцать дней. Допускался двойной или тройной срок, но далее увеличивать продолжительность обета было необязательно.
Хотя закон не требовал принятия обета, но уж если израильтянин решался на такой обет, Бог считал его серьезным соглашением, обязательным к исполнению. Поэтому Бог установил правила, которым нужно было следовать, после того как человек давал клятву исполнить обет.
Во-первых, закон требовал перемены режима питания. Назореи не должен был употреблять ничего, что имело отношение к винограду. Это был знак того, что ничто не помешает исполнению обета. Представьте себе любителя картофеля (вроде меня), который на целый месяц отказывается от всех картофельных блюд. Это бы означало, что на его столе не будет никакого сладкого картофеля, никакого печеного картофеля, никакого картофеля, обжаренного во фритюре, никакого картофеля соломкой, никакого картофеля в мундире, никакого картофельного пюре с мясным соусом, никакого картофельного супа, никаких картофельных чипсов, никаких картофельных драников и т.д. Для меня это была бы настоящая жертва!
Во-вторых, нельзя было брить голову (или стричь волосы). Волосы для иудеев были символом силы и жизненной энергии. Их носили как почетный знак, дарованный Богом.
В-третьих, давая обет, нельзя было обещать отдать Богу ничего священного, то есть такого, что и так посвящено Богу, например десятину. Это было бы двойным залогом, поскольку десятина уже принадлежала Богу и потому не могла рассматриваться как жертва. Мы вспоминаем, как некоторые в дни Иисуса злоупотребляли посвященным Богу даром, называемым “корван” (Мк. 7:10-13).
В-четвертых, нельзя было предлагать ничего нечистого. Бог считал это осквернением Своего закона и Своей святости.
В-пятых, Бог ожидал неукоснительного исполнения принятого обета (30:2; Втор. 23:21-23). В-шестых, если человек случайно осквернял себя во время обета, то этот период воздержания он должен был начать сначала.
ВЕТХОЗАВЕТНЫЕ ПРИМЕРЫ
Очень редкие иудеи становились назореями на всю жизнь. Самсон был назореем от рождения (Суд. 13:5), ими были также Самуил и Иоанн Креститель.
Ветхий Завет приводит пример очень глупого обета, который, возможно, стоил жизни. В Суд. 11:30, 31 Иеффай дал обет с благородной целью. Он хотел, чтобы Господь помог ему победить аммонитян. Однако своё обещание он сформулировал неумно. Он поклялся: “По возвращении моем с миром от аммонитян, что выйдет из ворот дома моего навстречу мне, будет Господу, и вознесу это на всесожжение" (Суд. 11:31). Бог исполнил Свою часть и помог Иеффаю разбить аммонитян. Однако после сражения первой, кто вышел из дома навстречу победителю, была его собственная дочь. И так как Бог сдержал Свою часть обета, то Иеффай был обязан сдержать свою. По прошествии некоторого времени оплакивания дочь его, по всей видимости, была принесена в жертву.
А вот прекрасный ветхозаветный пример, который помогает уравновесить наш взгляд на обеты. Анна обещала отдать своего сына Господу, если Он благословит её, сняв с неё бесплодие. Бог сдержал Свою часть обета, и после отлучения ребёнка от груди Анна привела будущего великого пророка, Самуила, к священнику Илию в дом Господа, оставив его там (1 Цар. 2:11). За то, что она верно исполнила свой обет Господу, Он благословил её ещё и другими детьми (1 Цар. 2:21). Соломон даёт такой разумный совет относительно того, что и как мы говорим:
«Наблюдай за ногою твоею, когда идёшь в дом Божий, и будь готов более к слушанию, нежели к жертвоприношению; ибо они не думают, что худо делают. Не торопись языком твоим, и сердце твоё да не спешит произнести слово пред Богом; потому что Бог на небе, а ты на земле; поэтому слова твои да будут немноги. Ибо как сновидения бывают при множестве забот, так голос глупого познаётся при множестве слов. Когда даёшь обет Богу, то не медли исполнить его, потому что Он не благоволит к глупым; что обещал — исполни. Лучше тебе не обещать, нежели обещать и не исполнить. Не позволяй устам твоим вводить в грех плоть твою, и не говори пред ангелом Божиим: “Это — ошибка!” ...бойся Бога» (Еккл. 4:17—5:1-6).
НОВОЗАВЕТНЫЕ ОТРАЖЕНИЯ
Иисус в Своей Нагорной проповеди обличил глупость фарисеев в вопросе обетов и клятв пред Богом. Они давали обеты и относились к этому легкомысленно. Бог же на то, что они делали, смотрел очень серьёзно (Мф. 5:33-37). В Новом Завете мы видим примеры тех, кто посвящал что-либо Богу со всей ответственностью. Эти примеры также отражают серьёзное отношение Бога к тем, кто делал подобные зароки. В Деян. 5:1-4 рассказывается о добровольных пожертвованиях некоторых святых в Иерусалиме в пользу нуждающихся братьев. Однако если эти добровольные обещания давались в присутствии Бога и апостолов, их нужно было непременно исполнить. Ложь и последующая смерть Анании и Сапфиры продемонстрировали, что Бог серьёзно относится даже к добровольному обещанию. Позже в Деяниях рассказывается о том, как Дух и церковь в Антиохии отделили Павла и Варнаву для миссионерской работы. Вся церковь постилась и молилась всё время, пока их освящали для этой работы (Деян. 13:3). Впоследствии в миссионерской деятельности Павлу пришлось исправлять проблему, возникшую в коринфской общине. Некоторые пары давали слишком долгий обет воздержания друг от друга, отчего возникали супружеские проблемы (1 Кор. 7:1-5). Иаков сжато формулирует отношение Бога к клятвам. Наши обещания и обязательства перед Ним должны быть простыми. “...Да будет у вас: «да, да» и «нет, нет», дабы вам не подпасть осуждению" (Иак. 5:12).
Кто-то может спросить: “Что же мне тогда обещать Господу?” Думаю, мы направим этот вопрос в нужное русло, если для начала рассмотрим, какое обещание Господу будет неразумным. Неразумно, например, обещать, что после крещения либо после нашей последней молитвы о прощении мы уже больше никогда не согрешим. Бог знает нашу человеческую сущность и настойчивость дьявола. Такое обязательство невозможно исполнить даже при самом сильном желании.
Вы когда-нибудь шли на попятный в своем обещании Богу? Я как-то читал об одном человеке, летевшем на самолете, который попал в турбулентный воздушный поток. В соседнем кресле сидел проповедник и слышал, как этот человек молился. "Я бизнесмен, и если Ты проведешь меня через грозу, я отдам Тебе половину своего состояния", — клялся он. Вскоре самолет вышел из грозовой тучи, и после приземления проповедник напомнил человеку о его обещании. На что тот ответил: "Я только что заключил с Богом более выгодную сделку. Если я ещё когда-нибудь сяду в самолёт, то отдам Ему всё своё состояние!” Это, возможно, просто анекдот, но — в принципе — можем ли мы взять и поменять то, в чём поклялись Богу, на что-нибудь другое? Не случалось ли с нами такого, что мы, Божьи домоправители, обещали Господу определённое количество чего-либо, а потом отдавали меньше? Например, обещали осуществить какое-либо церковное мероприятие, а затем проваливали его? Конечно, всегда могут возникнуть обстоятельства, вносящие некоторые временные изменения в наши планы, но угодно ли Богу, когда мы отступаем от данного Ему слова? Насколько твёрдо наше слово?
Почему так трудно исполнять обещания? Можно привести несколько причин.
Во-первых, мы обычно не сосредотачиваемся на поставленной задаче. Мы просто не откладываем другие дела в сторону, чтобы выполнить что-то особое. Наше время и внимание отнимают другие заботы. Зачастую мы не отдаём предпочтения духовному вопросу.
Во-вторых, сатана всегда старается помешать нам. В 1 Фес. 2:18 Павел говорит, что сатана не раз мешал ему. Сатана делает всё, чтобы увести нас от исполнения Божьей воли. Бывает, я провожу библейские занятия, и вдруг в самый критический момент звонит телефон и прерывает урок. Мне так и хочется сказать в трубку: “Привет, сатана, что тебе нужно?” Сатана может воздействовать на наше настроение, и мы впадаем в уныние и не можем завершить работу. Он пытается вселить в нас эгоизм, чтобы мы стали думать больше о своих нуждах, чем о Божьей воле.
Как же давать добровольные обеты Богу и исполнять их?
Во-первых, нужно тщательно продумать, что мы можем посвящать Ему. Павел советовал Тимофею упражнять себя “в благочестии, ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие во всём полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей” (1 Тим. 4:7, 8).
Во-вторых, как в случае с диетой и физическими упражнениями, нужно ограничивать обеты коротким отрезком времени. Не давайте обета читать Библию каждый день в течение всего года, если вы не делали этого прежде. Как назорей, попробуйте делать это тридцать дней. В конце этого срока попробуйте продлить свой обет ещё на тридцать дней, и так постепенно пройдёт год. Предпринимайте маленькие шаги и радуйтесь маленьким победам. Маленькие шаги скоро вырастут в большие.
В-третьих, подумайте, чего вам это будет стоить. Что потребуется для исполнения данного обета? Чёткое представление о трудностях, которые ожидают впереди, и что потребуется, чтобы избежать их, — половина успеха в выполнении обязательства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Господь серьёзно относится к нашим обязательствам перед Ним. Вы не сможете назвать ни одного обещания или благословения, которое Он не отдал бы вам, когда вы исполните свою часть. Что вы отдаёте Богу? Насколько твёрдо ваше слово в выполнении данного Ему обещания? Принимая во внимание всё, что Он сделал для нас, разве мы не можем сделать хоть что-то для Него?