Если вы видите на своём объективе обозначение f/2.8, то знайте, что у вас в руках светосильный объектив диафрагма которого может раскрываться достаточно широко. В этой статье я хочу поговорить о том, как профессионально применять такие объективы.
Малое значение диафрагмы приводит к обеспечению малой глубины резко изображаемого пространства (далее – ГРИП, глубина резкости). Это обстоятельство приводит к тому, что на снимках получается весьма размытый фон.
Число диафрагмы: что это такое
Число диафрагмы обозначает размер отверстия в объективе, который образуется из специальных лепестков. В зависимости от размера указанного отверстия через объектив проходит больше или меньше света.
Число диафрагмы обычно записывается в виде постоянных чисел, таких как f/2.8, f/3.5, f/4, f/5.6 и так далее. Диапазон таких чисел обычно лежит в промежутке между f/1.2 до f/32.
Когда вы меняете число диафрагмы в своей камере, то отверстие диафрагмы меняется вместе с ним. Малое значение числа говорит о том, что диафрагма сильно раскрыта. То есть при числе f/2.8 объектив пропустит много света, а при числе f/22 мало.
Почему число диафрагмы имеет большое значение в фотографии? Это происходит по двум причинам.
Влияние на экспозицию
Выбор числа диафрагмы напрямую влияет на экспозицию (общую яркость ваших фотографий). Это происходит из-за того, что широко раскрытая диафрагма пропускает сквозь объектив много света. И наоборот, прикрытая диафрагма пропускает мало света и изображение получается более тёмным.
Профессиональный фотограф должен умело обращаться с диафрагмой. Чтобы изображение не получилось слишком тёмным фотограф раскрывает диафрагму, а чтобы фотография не оказалось засвеченной прикрывает её.
Обратите внимание, что есть и другие переменные, которые влияют на экспозицию (например, выдержка и ISO), поэтому диафрагма – это не единственный способ регулировать яркость кадра. Тем не менее регулировка диафрагмы широко используется и ей следует правильно пользоваться.
От диафрагмы зависит не только экспозиция, но и следующий параметр.
Влияние на глубину резкости
Глубина резкости устанавливает какая часть изображения находится в зоне чёткости. Если изображение по большей части размыто, то говорят о малой глубине резкости и если изображение полностью чёткое, то говорят о большой глубине резкости.
Выбирая различные диафрагменные числа вы задаёте разную глубину резкости.
Раскрытая диафрагма f/2.8 даст вам очень небольшую глубину резкости, а прикрытая диафрагма f/16 даст широкий диапазон глубины резкости и весь снимок получится чётким.
Обратите внимание, что нельзя оценивать снимок по факту выбора того или иного числа диафрагмы. Для каждой фотографии подходит своё число. Например в ландшафтной или архитектурной фотосъёмке используются почти закрытые диафрагмы. Это обусловлено острой необходимостью иметь полностью чёткое изображение.
Фотографы, которые занимаются портретной фотосъёмкой и некоторые фотографы из числа любителей макросъёмки часто применяют небольшие диафрагменные числа. При этом часть объекта сохраняется в резкости, остальная часть мягко рисуется, а фон получается полностью размытым. Это создаёт отличный художественный эффект.
Тем не менее правила о глубине резкости не задаются жёстко. Есть ситуации, когда пейзажные фотографы раскрывают диафрагму и точно также встречаются ситуации, когда портретные фотографы её прикрывают. Всё зависит от того, что в итоге необходимо получить. Я обычно экспериментирую с несколькими вариантами и выбираю лучший из них.
Примеры профессионального использования числа f/2.8
Пришло время показать как профессионалы используют светосильные объективы на диафрагменном числе f/2.8. Обратите внимание как интенсивно размывается фон.
Диафрагма f/2.8 сохраняет резкость основных областей, а всё остальное размывает. Обратите внимание, что размытие происходит не только сзади точки фокусировки, но и спереди. Это также необходимо для получения художественного эффекта.
Когда стоит использовать число диафрагмы f/2.8
Теперь, когда вы знаете, что такое диафрагма и какие возможности даёт число диафрагмы f/2.8 наступила пора рассказать о том, когда следует использовать указанное число, а когда его лучше избегать.
Во-первых, я рекомендую использовать малые значения числа диафрагмы в случаях, когда вы хотите создать абстрактные фото и сохранить в резкости лишь очень маленькую часть объекта.
Во-вторых, вы также можете использовать значение f/2.8 в уличной фотографии, когда вам нужно размыть фон с неконтролируемыми объектами, дабы они не отвлекали от основного объекта съёмки.
Как уже было сказано выше диафрагма f/2.8 позволяет отделить снимаемый объект от фона. Если вы будете применять этот приём осторожно, то он выведет ваши фотографии на новый качественный уровень.
И наконец, диафрагму f/2.8 следует применять, если вы снимаете в сумеречное время и сенсору не хватает света, который пропускает через себя объектив.
А теперь давайте посмотрим, когда f/2.8 применять нельзя.
Диафрагма f/2.8 точно не подойдёт, если вы хотите захватить в фокус не маленький кусочек кадра, а значительную площадь. Типичным примером является пейзажная съёмка.
В чём сакральный смысл? Повторюсь: в глубине резкости. Если хотите увидеть в зоне резкости больше, чем маленький кусочек, то прикрывайте диафрагму. Вот и всё.