Найти тему
Блог увлечённого фотографа

Светосильный объектив с диафрагмой f/2.8. Руководство по профессиональному применению

Оглавление

Если вы видите на своём объективе обозначение f/2.8, то знайте, что у вас в руках светосильный объектив диафрагма которого может раскрываться достаточно широко. В этой статье я хочу поговорить о том, как профессионально применять такие объективы.

На этой фотографии представлен объектив с постоянной диафрагмой f/2.8
На этой фотографии представлен объектив с постоянной диафрагмой f/2.8

Малое значение диафрагмы приводит к обеспечению малой глубины резко изображаемого пространства (далее – ГРИП, глубина резкости). Это обстоятельство приводит к тому, что на снимках получается весьма размытый фон.

Пример фотографии, которая получена при диафрагме f/2.8
Пример фотографии, которая получена при диафрагме f/2.8

Число диафрагмы: что это такое

Число диафрагмы обозначает размер отверстия в объективе, который образуется из специальных лепестков. В зависимости от размера указанного отверстия через объектив проходит больше или меньше света.

Число диафрагмы обычно записывается в виде постоянных чисел, таких как f/2.8, f/3.5, f/4, f/5.6 и так далее. Диапазон таких чисел обычно лежит в промежутке между f/1.2 до f/32.

Когда вы меняете число диафрагмы в своей камере, то отверстие диафрагмы меняется вместе с ним. Малое значение числа говорит о том, что диафрагма сильно раскрыта. То есть при числе f/2.8 объектив пропустит много света, а при числе f/22 мало.

Почему число диафрагмы имеет большое значение в фотографии? Это происходит по двум причинам.

Влияние на экспозицию

Выбор числа диафрагмы напрямую влияет на экспозицию (общую яркость ваших фотографий). Это происходит из-за того, что широко раскрытая диафрагма пропускает сквозь объектив много света. И наоборот, прикрытая диафрагма пропускает мало света и изображение получается более тёмным.

Профессиональный фотограф должен умело обращаться с диафрагмой. Чтобы изображение не получилось слишком тёмным фотограф раскрывает диафрагму, а чтобы фотография не оказалось засвеченной прикрывает её.

Обратите внимание, что есть и другие переменные, которые влияют на экспозицию (например, выдержка и ISO), поэтому диафрагма – это не единственный способ регулировать яркость кадра. Тем не менее регулировка диафрагмы широко используется и ей следует правильно пользоваться.

От диафрагмы зависит не только экспозиция, но и следующий параметр.

Влияние на глубину резкости

Глубина резкости устанавливает какая часть изображения находится в зоне чёткости. Если изображение по большей части размыто, то говорят о малой глубине резкости и если изображение полностью чёткое, то говорят о большой глубине резкости.

Выбирая различные диафрагменные числа вы задаёте разную глубину резкости.

Раскрытая диафрагма f/2.8 даст вам очень небольшую глубину резкости, а прикрытая диафрагма f/16 даст широкий диапазон глубины резкости и весь снимок получится чётким.

Обратите внимание, что нельзя оценивать снимок по факту выбора того или иного числа диафрагмы. Для каждой фотографии подходит своё число. Например в ландшафтной или архитектурной фотосъёмке используются почти закрытые диафрагмы. Это обусловлено острой необходимостью иметь полностью чёткое изображение.

Эта фотография безусловно выиграла от использования прикрытой диафрагмы
Эта фотография безусловно выиграла от использования прикрытой диафрагмы

Фотографы, которые занимаются портретной фотосъёмкой и некоторые фотографы из числа любителей макросъёмки часто применяют небольшие диафрагменные числа. При этом часть объекта сохраняется в резкости, остальная часть мягко рисуется, а фон получается полностью размытым. Это создаёт отличный художественный эффект.

Эти травинки не выглядели бы так красиво, если бы не были сняты на полностью открытой диафрагме
Эти травинки не выглядели бы так красиво, если бы не были сняты на полностью открытой диафрагме

Тем не менее правила о глубине резкости не задаются жёстко. Есть ситуации, когда пейзажные фотографы раскрывают диафрагму и точно также встречаются ситуации, когда портретные фотографы её прикрывают. Всё зависит от того, что в итоге необходимо получить. Я обычно экспериментирую с несколькими вариантами и выбираю лучший из них.

Примеры профессионального использования числа f/2.8

Пришло время показать как профессионалы используют светосильные объективы на диафрагменном числе f/2.8. Обратите внимание как интенсивно размывается фон.

Диафрагма f/2.8 сохраняет резкость основных областей, а всё остальное размывает. Обратите внимание, что размытие происходит не только сзади точки фокусировки, но и спереди. Это также необходимо для получения художественного эффекта.

Когда стоит использовать число диафрагмы f/2.8

Теперь, когда вы знаете, что такое диафрагма и какие возможности даёт число диафрагмы f/2.8 наступила пора рассказать о том, когда следует использовать указанное число, а когда его лучше избегать.

Во-первых, я рекомендую использовать малые значения числа диафрагмы в случаях, когда вы хотите создать абстрактные фото и сохранить в резкости лишь очень маленькую часть объекта.

Пример абстрактного фото, которое сделано на широко раскрытую диафрагму
Пример абстрактного фото, которое сделано на широко раскрытую диафрагму

Во-вторых, вы также можете использовать значение f/2.8 в уличной фотографии, когда вам нужно размыть фон с неконтролируемыми объектами, дабы они не отвлекали от основного объекта съёмки.

-10

Как уже было сказано выше диафрагма f/2.8 позволяет отделить снимаемый объект от фона. Если вы будете применять этот приём осторожно, то он выведет ваши фотографии на новый качественный уровень.

Цветы идеально отделены от фона
Цветы идеально отделены от фона

И наконец, диафрагму f/2.8 следует применять, если вы снимаете в сумеречное время и сенсору не хватает света, который пропускает через себя объектив.

А теперь давайте посмотрим, когда f/2.8 применять нельзя.

Диафрагма f/2.8 точно не подойдёт, если вы хотите захватить в фокус не маленький кусочек кадра, а значительную площадь. Типичным примером является пейзажная съёмка.

В чём сакральный смысл? Повторюсь: в глубине резкости. Если хотите увидеть в зоне резкости больше, чем маленький кусочек, то прикрывайте диафрагму. Вот и всё.

Вывод

Прочитав эту статью вы знаете о диафрагменном числе f/2.8 всё: когда оно применяется, когда его следует избегать и каких результатов можно ожидать. Я желаю вам удачи в ваших экспериментах и искренне надеюсь, что всё у вас получится.