Отпуск ждем целый год, строим грандиозные планы, а при подсчётах денег не хватает? Нет, наверное, такого жителя Российской Федерации, да и стран СНГ кого в той или иной мере не коснулась эта проблема. Есть категория людей кто жить не может без морского побережья, а есть и такие кто готов в дождь, ветер, жару, слякоть готовы исследовать просторы родной страны. Для таких энтузиастов туризма цикл моих путевых записей.
Пермский край – Западные ворота Урала, таким лозунгом встречает нас Верещагинский район, куда мы отправляемся знакомиться с бытом старообрядцев, староверов, кержаков. Так иногда называют жителей села Сепыч: чья культура, быт, образ жизни сохранились с 17 века.
Бежали предки современных жителей села с Нижегородских земель с реки Керженец, спасая веру правую, крепкую. Храня свои семьи, уклад, книги от новых реформ Никона, веря, что придет конец гонениям и возродится вера с новой силой. Не одну сотню километров приходилось пройти беглецам, где пешком, а где на лошадях пока найдут они общинные земли в глухих лесах реки с заливными лугами. В сундуках везли они не кафтаны расписные, не столовую утварь, злато и серебро, а старинные рукописные книги, по которым впоследствии учились грамоте дети, по которым можно было вести службы и молиться богу.
Не все гладко было в пути, преследовали и голод, и мор, ссоры. Не обошли эти напасти и наше село. Поссорились два брата по приезду, чей устав крепче настолько сильно, что поделили они владения. Один стал жить в одном селе, другой в другом, свои порядки завели. До наших дней они доходят: чашниками да ложечниками потомков зовут.
Рождается человек, а ему в приданое уже несут ложку и тарелку, эти предмета быта должны были сопровождать человека всю его жизнь и передавать в пользование другим нельзя, грех. А все потому, что нельзя было из личной тарелки кому-то чужому есть, даже членам семьи. Огнем должна была очиститься такая тарелка после осквернения.
В семье детей много было, за маленькими следили старшие, малыши вместо игрушек были, не было игрушек в нашем понимании, в музее села хранятся косы, вилы, выполненные кузнечными мастерами для ребенка 7-лет. Наряды тоже не яркие, в основном темных расцветок, это потому, чтобы не отвлекали от мирских дел, а вот по праздникам можно и белое надеть. А как закружиться девушка в дубасе, так глаз не оторвать, широкая юбка колоколом развевается, ткани на нее до 10 метров уходило. Тонкая талия тканым поясом подпоясана, у каждой свой, неповторимый.
Жизнь свою жители писали трудовыми буднями, а зимними вечерами вышивали полотенца, по знакам и цветовой гамме можно было прочитать всю историю рода. Учились дома по книгам, молились дома, выбирая духовницу, которая и вела службу. А когда гости на пороге, стол ломился от угощения. Пироги, шти, грибовница, вареник, каши, брага… перечислять можно долго.
Праздники отмечались широко с размахом, на ярмарки собирался народ с окрестных сел и деревень, уездов. Пели, плясали, устраивали игры. Некоторые до нас дошли, например, на масленицу классно было проехать в санях, да не простых, а из замороженного навоза, на который стелили доски, летело такое приспособление очень далеко. Или игра «вейся капуста, завивайся» так завьется хоровод, что и не распутать.
А придет время учиться и грамоте обучатся и мальчики, и девочки. Грамота непривычная для сегодняшнего дня, к цифрам особенное отношение, нежелательно восьмерку использовать, а остальные можно. Много можно рассказать о селе, истории, людских судьбах.
Удивительное село, сохранившее свой колорит, самобытность.
Путешествия продолжаются, а также читаем:
6 самых захватывающих мест мира, созданные природой
Коврики из кожи
Молизе – маленький итальянский безлюдный рай