Найти тему
56-я Параллель

Россия станет самой первой и единственной страной в мире, которая выпускает и экспортирует экранопланы по всему миру

На сегодняшний день только одна страна в мире, а именно Германия, располагает легкими боевыми экранопланами. Хотя еще три десятилетия назад их имел на вооружение и Советский союз.

Но в отличие от немецких экранопланов, это были тяжелые ракетные и десантные машины.

Проект 903 "Лунь" - Советский экраноплан-ракетоносец.
Проект 903 "Лунь" - Советский экраноплан-ракетоносец.

По КПД экранопланы превосходят самолеты и корабли. Потенциал таких аппаратов будут просто незаменим в гражданской, а особенно в военной сфере. Эти аппараты летают низко над водой и отличаются высокой скоростью, большой грузоподъёмностью, малым расходом топлива и независимостью от аэродромов.

В 97-ом году в подмосковном городе Жуковский первый президент современной России Борис Ельцын впервые лично открывал 3-ий Московский авиационно-космический салон МАКС, где демонстрировались лучше образцы техники компаний из 24 стран мира.

Но вот посетителям так и не удалось увидеть на МАКСе экраноплан Вячеслава Колганова под обозначением ЭК-12.

Построенный в российском предприятии оборонно-промышленного комплекса ЦНИИ «Комета» он так и не вышел из цеха предприятия, так как для участия в салоне у конструкторов просто не хватило средств.

Российский экраноплан ЭК-12 "Иволга"
Российский экраноплан ЭК-12 "Иволга"

Но вскоре этим аппаратом заинтересовалось Верхнеленское Речное Пароходство и его отправили в Иркутск, где в течении 7 лет эксплуатировали эту машину в водоемах водохранилищ, на Байкале и на реке Лена. Там машина с большим успехом прошла все испытания. Этот аппарат конструктор назвал «Иволга».

В 2002 году, когда уже был решен вопрос о запуске в серийное производство этого экраноплана, в Иркутске начался криминальный передел собственности предприятий, в ходе которого был физически устранен генеральный директор Верхнеленского Речного Пароходства, который и был первым заказчиком.

Но вот новое руководство пароходства интереса к экраноплану не проявило, а единственный уникальный аппарат был разбит. Но Вячеслав Колганов не опустил руки и нашел выход из сложившейся ситуации.

Кабина пилотов экраноплана ЭК-12 "Иволга"
Кабина пилотов экраноплана ЭК-12 "Иволга"

С помощью Внешнеэкономического Объединения «Авиаэкспорт» конструктор нашел заказчика, который инвестировал средства на постройку второй такой же машины. Иволга удачно прошла испытания и была передана заказчику.

А в 2004 году судьба вновь подарила конструктору шанс реализовать свою давнюю мечту. В Москве Колганов познакомился с офицером генерального штаба МЧС Олегом Воликом, который был прекрасно осведомлен о достоинства боевых экранопланов.

В дальнейшем Олег Волик предложил ведомству заказать постройку таких машин. И после нескольких испытаний и показательных полетов, Колганову удалось получить заказ. В 2006 году новый и уже 3-ий по счету экраноплан «Иволга» был введен в строй.

В сентябре 2006 года в Нижнем Новгороде состоялось заседание морской коллегии при правительстве России.

На нем был рассмотрен вопрос о развитие в стране экранопланостроения. После чего на подмосковном водохранилище начались интенсивные испытания Иволги, предназначенной для погранвойск России.

Производство экранопланов на ООО «НПП «ТРЭК»
Производство экранопланов на ООО «НПП «ТРЭК»

Этот аппарат был создан Колгановым по аэродинамической схеме «составное крыло», примененной в свое время известным конструктором советских экранопланов Робертом Бартини.

Экипаж машины составляет два человека и может лететь над поверхностью практически как самолет на высоте 3-х метров, а для преодоления препятствий способен подняться на высоту до 30 метров.
Аппарат имеет длину 16 метров, размах крыла 13 метров и высоту 4 метра. Максимальная скорость экраноплана Иволга составляет 220 км/ч с дальность полета до 1500 км. с полезной нагрузкой до 1,5 тонн.

Для поддува и получения экранного эффекта Иволга снабжается двумя автомобильными бензиновыми двигателями общей мощностью более 600 л.с. они же выполняют и роль маршевых двигателей.

Высокая маневренность, безопасность и простота в обслуживании позволяет ему работать не только над водой, но и над другими, относительно ровными поверхностями.

Генеральный конструктор ОКБ «Сухой» Михаил Симонов увидев эту уникальную машину, был заинтригован и высказался, что если бы ему предложили проектировать машину для морских путешествий, то он бы с удовольствием начал проектировать экранопланы.

Российский экраноплан ЭК-12П "Иволга"
Российский экраноплан ЭК-12П "Иволга"

Экраноплан Иволга может использоваться не только гак быстроходное гражданское средство передвижения. Он может быть использован для военной инженерной разведки, постановки минных заграждений, и выполнение специальных задач для спасательных и силовых ведомств. Экраноплан может перевозить до 12 человек, снабжаться управляемыми и неуправляемыми ракетами, крупнокалиберными пулемётами и ПЗРК.

Стоит так же отметить, что в России на сегодняшний день ООО «НПП «ТРЭК» уже серийно выпускает экранопланы «Иволга» ЭК-12, где заказчиками так же являются западные страны.

Так же на данный момент осуществляется подготовка к серийному запуску более крупной машины под обозначением ЭК-30. Этот экраноплан предназначен для перевозки 30 человек, либо до 3200 кг полезной нагрузки.

Более того ведутся работы по разработке экранопланов класса река-море под обозначением ЭК-100, рассчитанный на более чем 100 пассажирских мест. А так же более внушительного экраноплана океанского класса под обозначением ЭК-150, который будет способен перевозить до 150 тонн груза и перевозить до 1300 пассажиров.

В плане международного рынка, эта ниша вообще не занята. Так что будем надеяться, что в скором будущем Россия станет самой первой и единственной страной в мире, которая выпускает, а также экспортирует экранопланы по всему миру, в том числе и океанского класса.

Не забывайте ставить палец вверх, подписываться на мой канал и обязательно оставлять комментарии.

Впоследствии все вышеизложенные действия очень помогут мне в продвижении моего канала. ЖМИ ПОДПИСАТЬСЯ