И справляли мы свадьбы, и ждали, когда потеплеет родник и река вздуется от хлябей. И вот это сотворит Сварог. И напротив Его — Жена его. И это празднество мы должны были делать для Мужа с Женой, так как мы сами — дети его. И так мы говорили, чтобы быть здоровыми и иметь много детей. И так возносим Ему хвалу за это. И смотрим на воду, дабы быть плодовитыми…
«Велесова книга», Крынь, 8:3
Каковы были семьи у древних русов во времена языческие?
Был ли брак моногамным, или в обычае было многожёнство? И как это сказывалось на деторождении?
«Велесова книга» (см. эпиграф: Крынь, 8:3) говорит, что свадьбы тогда игрались на Красную гору и приурачивались к разливам рек, дабы детей было много и род русский полнился, затопляя всё вокруг, подобно рекам в весеннее половодье.
Известно также, что в ведические времена о славянах писали: «сильны своей численностью» (историк IV века Иордан). И в ту эпоху, славяне заселили огромные пространства Евразии, а во время Великого Переселения народов половина Византийской империи перешла к славянам. Поэтому византийские обычаи, прививаемые греческими (а на западе — римскими) миссионерами, были направлены на уменьшение численности «северных варваров».
Но брачные обычаи весьма устойчивы, дабы их изменить в корне, нужны сотни лет. И известно, что реликты старины сохранялись на Руси вплоть до последнего времени, заметны они и сегодня.
Так каковы же были брачные обычаи у русов и славян в ту языческо-ведическую эпоху?
Подробнее всего эти обычаи описаны в «Повести временных лет», приписываемой монаху Киево-Печорской лавры Нестору.
Согласно сему монаху, у язычников существовали разные виды брака. Поляне им описаны идеализированно (и забавно) , вероятно потому, что Нестор и сам был из сего рода. Будто бы женихи у полян были столь стеснительны, что не сами ходили за невестами, а наоборот: невесты — к женихам. А древляне, враги полян, будто бы наоборот продолжали следовать самым диким «зверинским» обычаям — «умыкали девиц у воды» безо всякого на то их согласия и сговора.
Похожим обычаям, согласно Нестору, следовали и иные роды, «не знающие закону Божьего», радимичи, вятичи, северяне и кривичи. Они устраивали «игрища между селами» и «умыкали себе жён по сговору с ними», «имели же по две и по три жены».
В те же годы новгородский владыка Илья-Иоанн (1165-1185) представил в своём «Поучении» полный перечень различных видов языческого брака: 1) привод невесты в дом жениха вечером; 2) умычка; 3) наложничество; 4) прелюбодейная связь. И всегда монахами отмечалась повсеместность у славян обычая многожёнства.
Заметим также, в Ипатьевской летописи 1114 года приведён брачный «Сварогов закон», единственный сохранившийся в христианских источниках. Согласно этому закону, было запрещено многомужество. «Сварог… закон установи жёнам за един муж посягати и ходити говеюще... А не кто преступитъ — да ввергутъ в пещь огненну (сего ради прозваша и Сварогъ…» Правда, в отдельных редакциях добавлено: «едину мужу едину жену имети»; но это всего вероятнее благочестивая вставка.
Запрет на многомужество был обусловлен тем, что оно не служит продолжению рода, но приводит к распущенности и столкновениям между членами общины. Причина этого отличия очевидна: женщина вынашивает и выкармливает детей, а не мужчина.
(И женщинам в старом праве, не нужно было искать "ну хоть кого", пьяного да хворого, — они выбирали того, кто может обеспечить, — богатого, красивого и сильного, от кого будет здоровое потомство, не зависимо от того, сколько у него было жён ранее).
А каковы были брачные обычаи в Русколани (первом русском царстве) во времена Буса Белояра, то есть в IV веке?
Известны и почитаемы в традиции мать Буса — Милида, жена Дажень-яра. Причём известно, что она имела немалую власть, ради её вотчины на Волге разгорелась война с гуннами. Потом Милиду на Волге почитали Богородицей, особенно в мордовских княжествах, ибо она была родом из мордвы, а удмурты и по сей день называют её Богородицей Бусы-мурт (то есть «Мать Буса»).
Об иных жёнах князя Даженя, прожившего очень долгую жизнь, известно мало, но самого князя русы почитали воплощением Дажьбога, у коего было три жены — Златогорка, Мара и Жива. Мистерия родового имени отражается и на земле, потому Дажень-яр также должен был жениться трижды. Есть свидетельства, что старший брат Буса, знаменитый воин и песнопевец Златояр, был ему сводным братом от прежней жены Дажень-яра по имени Корсуня (прозванной Златогоркою), у армянского историка Агафангелоса её имя Хосровухи.
Сохранились сведения и о многих жёнах самого Буса Белояра. Так, согласно древнебулгарской летописи «Джагфар-Тарихы» (Гази-Бараж, гл.1) «Баксу Буляр (он же Бус Белояр)… взял в жёны тридцать девушек и заимел от них семьдесят сыновей (полагаю, и дочерей не меньше — А.А.). Но однажды в земле анчийцев (на Карпатах у уличан-тиверцев), на него напали галиджийцы (галицийцы-древляне) и убили его вместе со всеми сыновьями...».
Вспомним также, что из всех жён Буса традиция выделяет одну: Эвелисию, которую почитали воплощением солнцебогини Эвелины (греч. Эвриномы), ибо она была родом с острова Радостеи (Родоса). Почитание Эвлисии было столь велико, что потом и саму Русь Бусову, или Русколань, называли также страной Эвелисией: «Простирающаяся отсюда страна называется Эвелисия; прибрежную её часть, как и внутреннюю, занимают варвары вплоть до так называемого «Меотийского болота» (Азова) и до реки Танаиса (Дона), а на север от них занимают земли бесчисленные племена антов». (Прокопий Кесарийский, 26: II-20).
В последующие века мы отмечаем у славян тот же институт брака, и, как видим, не равное положение жён у князей. Польский князь Мешко I также имел семь жён, и это не помешало ему крестить поляков. А моравский князь Само (626 — 661) имел 12 жён, а от них 22 сына и 12 дочерей (согласно «Хронике Фредегара»)
Но всех превзошёл в этом отношении князь Владимир Святославич, Креститель Руси. Согласно «Лаврентьевской летописи», у Владимира были супруги:
«Рогнеда, которую он посадил на Лыбеди… от неё он имел четырёх сыновей… и две дочери; от гречанки имел Святополка; от чехини — Вышеслава; от другой — Святослава и Мстислава, а от болгарыни — Бориса и Глеба; а наложниц у него было — 300 в Вышгороде, 300 в Белграде и 200 на Берестове».
Хотя скорее всего это описание — преувеличение благочестивого монаха, заимствованное, к тому же, из библейского описания "гарема" царя Соломона. Впрочем, жён князя Владимира, перечисленных по именам, наша летопись знает как минимум шесть.
Между прочим, Владимир, утверждаясь на Киевском троне, стремился во всём уподобляться Бусу Белояру. И он походил не только тем, что женился на многих княжнах из разных родов, но и тем, что женился на знатной гречанке, сестре императора Византии, царевне Анне. Да и история принятия крещения Владимиром, повторяла Бусово (арианское) Крещение. Об этом писал арабский историк Ал-Бекри в «Книге путей и стран»:
«И указывают слова Ибрагима на то, что принятие им (Владимиром Святым) веры было после 366 года хиждры (988). А другие говорят, что приняли христианство лишь те из них, которые и так его приняли во времена царя Буса, и остались затем христианами (т.е. арианами — прим. А.А. ) по сиё время».
Не следует думать, что с принятием христианства (тем паче арианства) сразу были отменены языческие браки. Известно, что дети Владимира Святославича от разных жён получили все права, утверждались на княжение в разных землях, и даже провозглашались святыми, как Борис и Глеб, рождённые в языческом браке «от болгарыни».
По Уставу времен Владимира семейные дела, связанные с наследством, оставлялись в ведении князя, а не церкви, да и прежние жёны его вовсе не ущемлялись в правах, и не отправлялись в монастырь, как в последующие годы.
Но уже согласно принятому затем своду законов, «Правде Ярослава», многожёнство стало преследоваться, и более всего это ущемляло именно права женщин «аще две жены кто водит, епископу 40 гривен, а которая подлегла, ту в дом церковный, а первую держать по закону». Так что мужья могли откупиться, а женщин отправляли в монастырь, по сути — в тюрьму. Правда, «домов церковных», монастырей, на всех незаконных жён тогда не хватало, и люди жили как прежде, откупившись 40 гривнами от епископа. К тому же в те годы при разделе наследства права детей от незаконных жён ещё не ущемлялись.
С утверждением христианства положение менялось медленно. Так, в уставе новгородского князя Всеволода Мстиславовича (до 1136 г.) была записана статья о долях наследования имущества между детьми от первой, второй, третьей и четвертой жены. И, как можно судить по сему Уставу, вплоть до XII в. даже третью и четвёртую жену при разделе наследства не особо обижали, им также выдавали «прелюбодейную часть»; эта доля была меньше первых двух, но дети от третьей и четвертой жены по-прежнему считались законными.
Митрополит Иоанн (ум. в 1089 г.) обличал тех, кто имел по две или многих жён, отпуская одних и «прилепляясь» к другим; таких митрополит приказывал вразумлять, а если они не исправятся, то их следовало «считать чуждыми церкви» (Р.И. Б. VI, Прав.15).
Тогда простые люди, крестьяне, нередко жили со своими жёнами без церковного венчания, полагая, что это нужно только князьям и боярам; и свадьбы совершались по-язычески: с плясанием, плесканием и гудением, и венчанием венками из цветов. Но таких церковь уже подвергала епитимье, как блудников (Прав. 6, 17, 30. С. 1-20). Новгородский владыка Илья-Иоанн в 1166 г. требовал, чтобы пастыри не допускали сожительства людей без благословения церкви: «венчайте аче и с детьми» (Прав. С. 367). И судя по всему, в языческом браке люди тогда нередко доживали и до старости. Так митрополит Максим (1283 — 1306) в своём правиле писал:
«Берите жён от святой соборной и апостольской церкви… А если кто возьмет их в блуде, без благословения церковного, то им в помощи будет отказано. Но нужно молиться им, и их нужно принуждать, старый то суть или молодой, чтобы венчаться в церкви» (Прав. С. 14).
В определении Владимирского собора 1274 г. запрещалось под угрозой проклятия проводить новгородский языческий обычай — водить невест к воде (Прав. 17 С. 99). Заметим, что в новгородской «Велесовой книге», описан именно этот живой тогда обычай.
Шли годы, столетия, но ничего не менялось. Митрополит Фотий в посланиях новгородцам в 1410 году сетовал на то, что многие ещё живут «без благословения поповска понялися», а тех, кто состоит в четвёртом браке, утверждал он, необходимо отлучать от причастия. Фотий разрешал три брака в случае, если первые два были бездетными, но третий брак подвергался епитимье с запрещением в течение пяти лет ходить в церковь и причащаться (что, кстати, очень похоже на исламский закон).
Долее всего обычай многожёнства продержался в православном казачестве, не смотря на то, что христианство (а точнее арианство) казаки приняли первыми, ещё при Бусе Белояре. Известно, что казак Степан Разин не только разорял монастыри, но и возвращал древние обычаи, при нём казакам разрешалось «венчаться вокруг вербы».
Заметим также, церковный историк Н. Снесарёв в книге «Донская епархия» (Новочеркасск, 1877) отмечает «своеобразные формы брачных сочетаний и расторжений». Дело в том, что на Дону издавна был распространён обычай объявлять о супружестве и разводе на казачьем кругу, минуя церковь. И донской казак мог жениться не только 2, 3, но и 4, и 5 раз. Объяснялось это, по Снесарёву, слабостью церковной власти на Дону и малым знанием христианских таинств. Но с этим трудно согласиться, ибо начиная с XVIII, а тем более в XIX веке, на Дону было уже множество церквей. Но именно на Дону скрывались тогда от преследований и старообрядцы и древлеверы (язычники), потому Снесарёв говорит, что древние формы брака на Дону «можно видеть и в наши дни у некоторых донских старообрядцев».
Но не следует думать, что древняя традиция попустительствовала распущенности. Наоборот, отношения мужа со многими жёнами строго регламентировались: «На едину жену должен муж посягать, а иных за сестёр своих почитать» («Закон Сварога» по «Ведам Руси»), то есть речь о запрете на групповые оргии. Так, в болгарской «Веде славян», в мистериях Коляды, многократно порицаются «глумления», т.е. оргаистические проявления культа, когда в святых криницах купались обнажёнными юницы и юнаки. Говорится, что в прошлом это привело к гневу богов и Всемирному Потопу.
Ведической традицией вводились многие запреты: жестоко карался инцест, то есть браки между близкими родственниками. Известно, что в венедских землях карою сему служила смерть через утопление в воде (виновные признавались Купалой и Костромой). Запрещались и разного рода иные навские извращения: всему этому не место внутри рода. Кто им следует, тот становится изгоем и уходит в Навь. На Руси таковых изгоняли из общины, а в венедских землях за сие карали смертью: ритуальным удушением и утоплением в болоте. Потому в торфяных болотах Европы до сих пор находят множество тел с признаками ритуального убийства. В этом отношении языческий закон был более жесток, чем христианский. Не исключено, что именно поэтому христианство побеждало вначале в венедских землях, отменяя прежние преследования.
Бывало и так, что старые ведические брачные законы входили и в церковный обиход. Известно, что по крайней мере с XV века церковь стала ограничивать раннее вступление в брак: «Девочек меньше двенадцати лет, но венчайте как на тринадцатое лето поступит». (Акт Экспед. 1, № 296; Р.И.Б. VI. Прав. С. 270). Так утвердился идущий спокон века обычай венчать девочек начиная с 12 лет, т.е. с появления месячных (а мальчиков с 14-ти). Между прочим, этот обычай продержался в русской деревне до XX века, до революции. И если девушка до 16, а тем более до 18-ти, так и не была отдана замуж, то она почиталась уже «вековухой», т.е. чуть ли не старой девой.
Браки в старой деревне заключались родителями, и часто между детьми, начиная с 12 лет, если не ранее. Обычно, по соображениям бытовым: а твоя Машка-то шить и щи готовить умеет? Нередко причиною того в стране крепостнической становилось и «право первой ночи», т.е. барин имел полное право в первую брачную ночь крепостную рабыню-молодуху взять себе, а родившиеся потом «барстуки» оставались рабами. Чтобы этого не происходило, детей и женили так рано, ибо на девочек-малолеток барин мог и не позариться.
Впрочем, отношение к сему праву в ведические времена было иным. Тогда ребенок от князя в семье, давал этой семье немалые привилегии. Эта семья становилась родней княжеского рода. Выкормить же ещё одного ребенка, в семье, состоящей обычно из 7, а то и 15 детей, не представлялось слишком обременительным.
Между прочим, «право первой ночи» для князя при заключении браков действовало во всех европейских странах вплоть до эпохи Просвещения (вспомните, к примеру, «Женитьбу Фигаро» и пр.). А на Руси вплоть до отмены крепостного права: и А.С. Пушкин имел ребёнка-барстука в своём имении, и даже заботился о нём, если судить по его письмам.
В жизни продолжали бытовать древние обычаи, не смотря на то, что Церковным уставом с XV века запрещалось как мужчинам иметь наложниц и незаконных жён, так и жёнам незаконных мужей. (Прав. С. 919). Митрополит Фотий в послании к псковичам в 1427 г. запрещал избирать троеженца в церковные старосты, но мужи могли тогда иметь сразу и три жены, а некоторые имели и до семи. Митрополит Иона в грамоте отмечал, что некоторые мужчины женаты в десятый раз. (VI. Столб. 595).
Самое сильное влияние на ход государственных дел стала иметь церковная власть при Михаиле Федоровиче, когда патриархом был Филарет, отец царя. Тогда, в 1628 г. был закован в цепи боярский сын Нехорошко Семичев, «за его великое воровство и за беззаконное за блудное дело, что он воровал с робами своими с девками многажды блудил и прижил с ними семеро робят, а те девки меж себя двоюродные сёстры». После церковного суда в монастыре он стал выполнять чёрную работу. В церковном поучении говорилось: «кроме смертного часа не давать ему никакой святыни». (Акт. Экст. III. № 177).
Необходимо отметить, что всё высказанное обличителями пороков русского общества должно быть относимо, прежде всего, к высшему слою русского общества и к жителям больших городов. Известно, что и обеспеченная аристократия, да, кстати, и самые низы общества, маргиналы и преступники, во все времена обнаруживали склонность к нравственной распущенности.
Простонародная же культура, свидетельствует, что русский народ высоко чтил и чтит чистоту и верность. Достаточно указать только на следующее: по народному взгляду брак — дело великое и святое; он ни в коем случае не должен и не может быть расторгнут; «одна смерть может разъединить супругов на земле». Идеалом тут предстаёт именно моногамный брак... Но в том-то и дело, что жизнь редко бывает идеальной.
Все эти обычаи и проблемы прошлого унаследовало и наше время. И очевидно, что сегодня с отменою судебного преследования многожёнцев, прежние обычаи возвращаются, и не только там, где силён закон исламский, но бывает так, что и в русской деревне.
Так уже было стихийно после войны, когда в деревнях не хватало мужчин, так происходит и теперь, когда мужское население, особенно в деревнях, выкашивает беспробудное пьянство.
Новые браки (со второй, третьей и т.п. женой) пока не регистрируются, и тем более не освящаются церковью. Но современное законодательство (о ведении совместного хозяйства), принятое с участием не только мусульман, но, насколько мне известно, и язычников, в том числе русских, вполне решает все практические вопросы наследования в семье, где много жён.
Теперь после послаблений законодательных в этой области важно заняться укреплением морали, нравственных устоев общества. И тому может и должна послужить древняя традиция.
А какова она эта древняя традиция многожёнства?
Нет, речь не идёт, и никогда не шла о распущенности, поиске бессмысленных удовольствий, разрушающих семьи и здоровье, что по сути всегда ведёт к вымиранию родов... Да и традиция не задавалась целью бесконтрольно плодить детей, коих нельзя было бы прокормить. Устраивать напряжённость в семьях и прочее, прочее...
Закон ведический всегда преследовал цель прямо противоположную. Итак, закон — это всегда ограничения. К примеру, исламский закон также ограничивает количество жён четырьмя, и даёт им всем равные права, в том числе и право на отдельное жилище, которое должен обеспечивать муж. Русская фольклорная традиция разных местностей также говорит чаще всего о трёх жёнах.
Правда, для правителей и тут были сделаны исключения — все мы наслышаны о султанских гаремах... Впрочем, и в Индии, и в Древней Руси дело обстояло точно также; да и само слово "гарем", кажется, одного происхождения со словом "терем".
Ведический закон, унаследованный всем Востоком (не только исламским странами, но и Индией, Китаем в старину) разрешает брать следующую жену в том случае, если можешь обеспечить её и потомство, да и прямо на том настаивает, если, скажем, первая жена — бесплодна. И при том, в отличие от принятого обычая христианским Западом, с бесплодной женой не нужно для сего разводиться, у неё остаются те же права, что и у второй-третьей законной жены. (А в случае бесплодности мужа, — по крайней мере второй-третий брак вполне доказывает бесплодность именно мужа, — тогда зачем ему следующий брак?)
То есть сей восточный закон — на стороне женщин и наследников, и благодаря ему нет лишних разводов и скандалов при последующем разделе имущества. Нет обманов, когда обеспеченный муж заводит любовные связи "на стороне", а родившиеся при сём дети остаются зачастую вовсе без прав, или эти права потом долго приходится отстаивать в суде...
Доказывать свое право на следующий брак по восточному (и древнерусскому обычаю) муж был обязан перед духовниками, иначе брак не будет освящён. А значит, у него должны быть аргументы — к примеру, жена больна и бесплодна, детей мало (скажем, меньше семи — это считалось ещё не полноценной семьёй). Иначе сохраняется опасность, что род пресечётся... И нужно ещё согласие родителей жены, кои решают будет ли обеспечена их дочь и т.п. Согласитесь, это совсем не похоже на нынешний "свободный брак" без обязательств и зачастую оттого и без детей.
Да и вообще, нынешний западный институт брака (что христианский, что гражданский) прямо подрывает семью, особенно в современном капиталистическом обществе. Мужчины не хотят брака, прежде всего потому, что он в подавляющем большинстве случаев распадается, завершается судами, разделом имущества и алиментами, когда с очень большой вероятностью бывший муж остается без кола и двора, без детей (коих обычно забирает бывшая жена), да ещё и вечно должен платить и платить... Женщины же зачастую занимаются многолетней (пока товарный вид ещё сохраняется) "охотою за выгодными женихами" с целью их потом обобрать до нитки... А если те и находятся, что бывает крайне редко, то всё равно что с них толку — в смысле здорового потомства (вы поглядите на наших миллионеров, много ли среди них "добрых молодцев"!) О любви же тут речь и не идёт. А приводит это всё к трагедиям и одиночеству, а значит и вымиранию родов.
Да и сама по себе городская западная цивилизация, всевозможные молодежные субкультуры, зачастую не способствуют ни созданию семей, ни многодетности, нравственности...
Геополитически это приводит к тому, что Восток демографически явно переигрывает Запад, и мы все видим наступающий "Закат Европы"...
Заказать книги Александра Асова можно через интернет в Читай-городе (смотри здесь по ссылке). Отдельно там же Велесову книгу и Веды Руси