Описывать Крапивина непросто, и в этом плане он заслуженно считается недооцененным. Потому что оценить его в полной мере могли лишь дети. Он был представителем уходящей эпохи, в последние годы ему было тяжело соперничать с валом новомодных развлечений для юношества, и он это остро ощущал. Другая причина – немыслимое количество написанных книг. Любой критик, кроме разве что персонального биографа, не способен столько прочитать.
Книги автора я начал читать в самое подходящее время – в детстве. И там их и оставил. Что-то в его творчестве было, как бы это описать… солнечный лучик, пробивающийся сквозь дождь. Тогда подходящих слов в голову не приходило, а сейчас уже и не вспомнишь.
В советское время действовал негласный запрет на публикацию любого фэнтези ("Хоббит" его миновал, но не "Властелин Колец", "Конан" и прочие романы). И книги для детей Крапивина заменили этот жанр.
Там были и принцы, и говорящие животные, и полеты… Но Крапивин – это не Экзюпери. Экзюпери написал одну книжку, которая прославила его в веках. А Крапивин – одну и ту же… несколько сотен раз.
Зачастую сюжет каждой книжки похож друг на друга. Ни разу не помню, чтобы героиней была девочка. Мальчик (и, как правило, его закадычный друг, тоже мальчик) попадают в сказочный мир, либо в фантастические обстоятельства (например, получают способность летать), ссорятся и мирятся, сражаются со злодеем, свершается чудо, и конец.
Его книги пестрили ненавязчивыми, ничего не значащими отступлениями, случаями из детства, сюжет никак не двигающих.
Позже, когда стало можно, Крапивин касался недетских тем – например, репрессий и религии. Но помнят его не поэтому.
Можно предположить, что и писал Крапивин весьма легкомысленно, даже не думая о том, чтобы как-то проработать книгу поглубже. Сделать бренд, франшизу, какой стала «Алиса» Кира Булычева.
И его книги тяжело переносили экранизацию… Потому что они были непонятны взрослым, а кино снимают взрослые.
Помню одну статью Крапивина, где он выражал свое недовольство игрой DooM. Он понимал, какой мощный конкурент его творчеству вырастает. А потом появились такие титаны, как «Гарри Поттер», а формат повестей практически ушел в небытие.
Я не знаю взрослых, которые читают Крапивина… Но знаю тех, кто читает Крапивина своим детям, и им нравится. Думаю, будут ли его читать в будущем, зависит от того, станут ли покупать родители его книги детям.