Найти тему
Coracero

"Красные хвосты" - американский фильм о войне без "Золотой малины".

Оглавление

Наверное, те, кто заходили на главную страничку канала, заметили, что его автор неравнодушен не только к истории, но и к научной фантастике*.

  • в широком смысле этого слова
  • какому увлечению уделяется больше внимания, по содержанию канала, также довольно очевидно

Но, вот однажды, оба моих увлечения встретились, причём под таким углом, которого я никак не ожидал.

В вышедшем в 2012-м году фильме "Красные Хвосты" для меня столкнулись в лоб история Второй Мировой и ещё возможная, на тот момент, будущая экранизация Звёздных Войн, под руководством Д.Лукаса, права на которые ещё не были проданы Диснею.

Лукас, ныне заботливо спрятанный "в глубинах" страничек сайтов-агрегаторов рейтингов, рецензий и информации о кино - IMDB и Кинопоиска - был главной движущей силой экранизации, даже когда от проекта отказались все голливудские студии, которым предложили сценарий фильма, он выступил исполнительным продюсером, а выпуском занялась его кинокомпания.

коллаж из вступительных титров фильма. Надпись: "вдохновлено реальными событиями"
коллаж из вступительных титров фильма. Надпись: "вдохновлено реальными событиями"

Как сделать гадость...

Стоит отдать этому фильму должное, уже на первых пяти минутах он честно показывает зрителю, что будет в остальные два часа хронометража.

Первой сценой фильма станет разгром, по сути, безответная бойня американских бомбардировщиков истребителями ПВО Люфтваффе.

истребителей сопровождения "разводят" отвлекающей группой
истребителей сопровождения "разводят" отвлекающей группой
это комментируют экипажи бомбовозов: "за скальпами полетели!". Связаться с глупыми фраго..черами бомберы так и не смогли.
это комментируют экипажи бомбовозов: "за скальпами полетели!". Связаться с глупыми фраго..черами бомберы так и не смогли.

И в этой сцене трудно даже понять, с чего начать её разбор.

Начнём, всё же, с построения американской армады и её сопровождения. Как ни странно, далее вы поймёте почему это должно быть "странно", построение вполне реалистичное:

истребители идут в одном строю с бомбардировщиками, так они и летали, в реальности, примерно, до середины 1944-го года. Сами бомбовозы группируются по три + три машины  в больших группах - "коробках" - по 18 самолётов.
истребители идут в одном строю с бомбардировщиками, так они и летали, в реальности, примерно, до середины 1944-го года. Сами бомбовозы группируются по три + три машины в больших группах - "коробках" - по 18 самолётов.

Судя по фонарям кабин "Мустангов" - американские истребители в кадре - это модификации "B" или "C", а значит в кадре момент не позднее зимы-весны 1944-го года, когда вылеты Мустангов на сопровождение только начались.

P-51C "Мустанг". фото: сайт "Уголок неба"
P-51C "Мустанг". фото: сайт "Уголок неба"

Но вот события идут мимо реальной истории.

хотя и в построении есть отличия, но они вполне в рамках киноусловностей
хотя и в построении есть отличия, но они вполне в рамках киноусловностей

Главной проблемой совместного построения истребителей и бомбардировщиков была невозможность заранее обнаружить противника.

  • Мессершмитты (Bf-109 модификации G) ПВО немцев в фильме сначала безнаказанно "ломятся" в атаку вдогон с хвоста, чего в реальности они не делали с 1943-го года, поскольку боялись нарваться на длительный обстрел всей "коробки" в 6-8 стволов (включая крупнокалиберные пулемёты с дистанцией эффективного огня до тысячи метров) в хвостовой полусфере с каждого самолёта
  • затем начинают атаковать "по правилам", а потом опять "как пойдёт"
  • в фильме показали бомбардировщики B-17 совершенно беззащитными
B-17 "Красотка из Мемфиса" смотрит на Лукаса как на навоз банты. Кадр из документального фильма "B-17 MEMPHIS BELLE" снятого в реальном боевом вылете. Большую часть маршрута "Красотка" летала без сопровождения, и так 25 раз, затем самолёт вернули в США и использовали для рекламы военных займов.
B-17 "Красотка из Мемфиса" смотрит на Лукаса как на навоз банты. Кадр из документального фильма "B-17 MEMPHIS BELLE" снятого в реальном боевом вылете. Большую часть маршрута "Красотка" летала без сопровождения, и так 25 раз, затем самолёт вернули в США и использовали для рекламы военных займов.

Поэтому, первым действием истребителей эскорта при атаке вражеских истребителей, был... выход из совместного строя, поскольку крейсерской скорости армады Мустангам не хватало для набора высоты*, а их противники, к тому времени, уже давно перешли на атаки сверху.

Истребители "отваливали" от сопровождаемых со снижением, разгоняясь, а затем, либо атаковали строй истребителей противника, собирающийся внизу для новой атаки, либо поднимались над "коробкой", ожидая "гостей".

  • Мустанг весил почти 5 тонн, с полной заправкой, 5,5 тонн с подвесными бакам, и имел низкую удельную мощность даже с мотором в 1500л/с, его "фишкой" была аэродинамика - узкий фюзеляж, крыло с ламинарным профилем обтекания и даже специальная авиационная краска
  • за счёт аэродинамики конструкторы самолёта добились эффективного размена высоты на скорость - Мустанг P-51 был грозен на вертикалях, но не мог "задрать нос" и разгоняться одновременно с набором высоты

Таким образом, нам показали сразу и "физику" фильма, где никому не нужно разгоняться, достаточно дать "по газам", нет перегрузок, да и самого понятия манёвра*; переврали суть дебюта "партии" эскортников, превратив их в идиотов, сделали бомбардировщики малохольными жертвами, а немцев неуязвимыми маньяками из современных ужастиков.

От фильма прошло пять минут, считая с титрами и общими видами.

Вы этот текст читали дольше, чем длилась сцена.

  • хотите сделать "кобру" на тяжёлом винтовом самолёте?
  • "бочку" без потери высоты?
  • "ножницы" без потери скорости?
  • Спросите Лукаса: "Как?"

Как свести "на нет" выучку и героизм...

В принципе, если бы мультяшной физикой, убогой постановкой и супернемцами недостатки фильма и ограничивались, то, может быть, я бы не стал писать про заслуженную, но так и не полученную* фильмом "Золотую малину".

  • и номинаций на "Малину" не было, даже какие-то киношные награды собрать ухитрились
  • хотя сборы даже не покрыли производственный бюджет

Но тут на сцену выходят киношные Красные хвосты.

Реальные лётчики 99-й эскадрильи, которые и получат это прозвище*, начали воевать в Северной Африке с 1943-го года.

  • также "лётчики из Таскиги", по названию базы, где они проходили боевую подготовку, это прозвище получили все участники программы подготовки, включая наземный персонал
  • и "Краснохвостые Ангелы" за эффективность в миссиях по сопровождению бомбардировщиков
  • "Ангелы" до конца войны потеряли только 27 своих подопечных, при среднем показателе для других эскадрилий в 46 машин

Там же они столкнулись с открытым проявлением расизма, не первым, но самым уродливым* - лётчиков эскадрильи обвинили в низкой боевой эффективности, поскольку за два с лишним месяца они почти не встречали воздушного противника. При этом, свидетельств того, что хоть кто-то из них сознательно уклонялся от боя не было, а статистика, известная сегодня, показывает примеры американских лётчиков не встретивших в воздухе врага и за целый год боевых действий.

  • те американские месье, что пытались заморозить программу на стадии подготовки, скорее оказали будущей 99-й эскадрилье услугу, затянув обучение лётчиков на два года, с 1941-го по 1943-й.

В Италии 99-я хорошо показала себя в роли штурмовиков в прифронтовой зоне и в непосредственной поддержке войск*, и в роли перехватчиков, отразив несколько авианалётов, чем и "добила" все обвинения в свой адрес. По итогам 1943-го "Красные хвосты" получили первое Distinguished Unit Citation - формализованное упоминание героизма* подразделения в центральной печати и по радио.

  • на окопы бюджета у Лукаса не хватило, так что обошлись охотой за паровозами
  • о героизме лётчиков 99-й в Италии в фильме сказать забыли, вдобавок, всерьёз обсуждают секретность подразделения, мол, расисты на родине заволнуются
Плакат рекламы военных займов. 1943-й год.
Плакат рекламы военных займов. 1943-й год.

В фильме, лётчики превращены в супергероев, главная проблема которых в устаревших самолётах, хотя именно матчасть 99-й обновлялась достаточно регулярно.

С проявлениями расизма почти никто не сталкивается, кроме эпизода с дракой в баре, его почти и нет. Герой Теренса Ховарда - командир киношных "хвостов" - чаще сам высказывает начальству, что о нём думает, чем терпит что-то с их стороны.

Реальных заслуг реальных "Ангелов" нам почти не показывают.

При встрече с ними немцы из маньяков начала фильма превращаются в имперских штурмовиков.

Для нужд сценария.

Оба боевых вылета в конце фильма - это, скорее всего, первый вылет на сопровождение в июле 1944-го и налёт на Берлин 24-го марта 1945-го года.

Время пролетело незаметно...

Момент с отвлекающей группой немцев в вырезку не попал, немцы тоже ни в кого не попали, а то было бы неудобно.

"Вот и джеты прилетели". У реальных Красных хвостов действительно был бой сразу с тремя заявками на сбитые реактивные самолёты, но в этом фильме такая сцена скорее вызывает недоверие, на фоне остального цирка.
"Вот и джеты прилетели". У реальных Красных хвостов действительно был бой сразу с тремя заявками на сбитые реактивные самолёты, но в этом фильме такая сцена скорее вызывает недоверие, на фоне остального цирка.

Для нужд сценария, в этих вылетах никакого подобия реальных построений уже не соблюдалось, чтобы "отзеркалить*" первую сцену в фильме.

  • "Ангелов" помещают внутрь бомбардировочной армады, хотя, по причинам упомянутым в первой части статьи, от этой практики к лету 1944-го, не говоря уже о самом конце войны, американцы успели отказаться.
кадр из фильма
кадр из фильма
  • С лета 1944-го эскорт летал отдельным строем от своих подопечных, выше и в стороне, что позволяло быстрее реагировать на действия противника.

Такой вот художественный приём, режиссёр наглядно показал, что "вот эти" лучше чем "вон те".

В общем, как вы, наверное, уже догадались, после "Красных хвостов", я не ждал новых ЗВ от Лукаса, и сейчас с немалой иронией читаю и слушаю "фанатов", рассуждающих про "вот Лукас бы не дал такое с Люком сделать". Лукас дал "такое сделать" с теми, кто воевал за его страну (это про пилотов из первой сцены фильма), наивно надеяться, что с героями полностью выдуманной вселенной он обошёлся бы бережнее, не говоря уже про разные "каноны".