Найти тему

Об одной мистификации

Оглавление

Любителям классической музыки хорошо известно два произведения под названием Чакона.

О Чаконе И. С. Баха я уже писала. Да, эта невероятная музыка обладает магнетизмом и силой, способной изменить внутренний мир.

Сегодня хочу вспомнить ещё одно сочинение с таким же названием.

«Томазо Антонио Витали. Чакона»

Такое сочетание слов можно увидеть на афишах, в концертных программках, в каталогах аудио-, видеозаписей. На первый взгляд, привычное сочетание имени композитора и названия произведения.

Но не всё так просто. История создания этого сочинения покрыта тайной. В этом смысле оно стоит в одном ряду с такими произведениями, как Адажио Альбинони, Ave Maria Каччини, Grave Бенды, Токката для виолончели и фортепиано Фрескобальди, Концерт для виолончели Гайдна и многие другие. Я думаю, что вы поняли логику этого списка.

История мистификации этого произведения начинается в XIX веке. В саксонской библиотеке немецкий скрипач Фердинанд Давид обнаруживает манускрипт первой половины XVIII века. Это была копия, не автограф композитора. Только лишь в XX веке исследователи возьмутся за тщательное изучение данного документа. Но так и не смогут сделать однозначный вывод: так кто же является автором? Сын Джованни Витали? Или сын Антонио Витали? Я специально невнятно сформулировала эти вопросы, дабы показать запутанность ситуации. Таким образом, наука оказалась не в курсе дела.

Ф. Давид, похоже, не смог отложить в сторону находку, ибо музыкальная пьеса, записанная там, была великолепна.

Название «Чакона» дал пьесе Давид. Он же написал партию клавира и переделал музыку в романтический стиль.

  • Многие скрипачи знакомы с другой редакцией этого произведения. Сделал её бельгийский скрипач и педагог Леопольд Шарлье. Он внёс в произведение много технических сложностей, разнообразил вариации штрихами.
  • Скрипачи чаще исполняют Чакону в редакции Шарлье.

Красота этого произведения вдохновила многих музыкантов на переложения. Известны оркестровки для скрипки и камерного оркестра, для скрипки и симфонического оркестра, без солирующего инструмента. Есть переложения для виолончели и фортепиано, для альта и фортепиано. Даже моя семья не осталась в стороне от этого соблазна! Мы сами делали переложение для скрипки и камерного оркестра.

Чакона Витали-очень популярное произведение для скрипки. Оно способно покорить сердце любого слушателя. Искренняя тема, на которой построены вариации этого сочинения, заставляет пережить целую гамму эмоций. Грусть, страдания, твёрдость духа, накал страстей, чувство безысходности и вера в силу любви и созидания…Удивительно, но в одном произведении находится вся Вселенная!

И не важно, кто является автором этого бессмертного творения. Мы этого не узнаем.

Но всё может быть…

Подписывайтесь на канал