Советский режиссёр Евгений Шерстобитов, более четверти века посвятивший работе на киевской киностудии им. Довженко, по праву может считаться мастером приключенческого кино (в первую очередь для детей и подростков). Но увы, недооцененным - лишь малая толика из его 18 картин ныне известна широкой публике. Да и те зрители вероятно находятся в предпенсионном возрасте, либо старше. Те, чьё советское детство пришлось на 1960-70-е конечно вспомнят и "Сказку о Мальчише -Кибальчише", и "Акваланги на дне", и "В тридевятом царстве", и ряд других. А куда ж без "Туманности Андромеды", спорную экранизацию которой никак нельзя было обойти стороной в нашем сообществе.
Безусловно, будучи сыном своего времени, Евгений Фирсович и поле для авантюрного кино представлял себе по-своему: чаще это была либо приграничная территория с поисками и происками шпионов, либо романтика времён Гражданской войны (сейчас уже сомнительная).
Хотя без исключений тоже никуда. И упомянутая "Туманность" в их числе. Дважды пробовал себя Шерстобитов и совсем в лёгком жанре - в кинооперетте. Одна из них - "Только ты" (1972) - по мотивам давно забытого опуса Исаака Дунаевского "Белая акация", романтизирующего китобоев. Ведь в начале 1970-х это всё было обычным делом. Много позже, в 1980 году, появилась лента "Берём всё на себя" - настоящий военный боевик про спецназовцев, но только времен Великой Отечественной. А ещё киносказка "Я больше не буду" (1976), но она считается утраченной, как это не странно звучит.
До съемок запланированной второй части "Туманности Андромеды" дело так и не дошло - умер Сергей Столяров (хотя возможно были и другие причины). Кто знает, что сподвигло режиссёра на роль руководителя африканских повстанцев в следующей работе позвать Ладо Цхвариашвили - того самого, что ранее сыграл Мвена Мваса. Или это был "карточный долг", или впечатлился талантом на столько ? Тем не менее, этот опыт работы за пределами Грузии стал для актёра последним.
После коммунистической утопии Ефремова, лишённой и намёка на конфликт, Шерстобитов вернулся в современность конца 1960-х с её острой идеологической борьбой и снял детский приключенческий фильм под звучным названием "Сокровища пылающих скал". При этом история представлена как бы глазами подростка - одесского школьника Феди Кравченко, который о своих похождениях рассказывает друзьям. Якобы его берут в экипаж научного судна лаборантом и волей случая парень становится активным помощником борцов за независимость в поиске древних артефактов (предположительно инопланетного происхождения!), но которые нужны не для науки, а для закупки оружия. Прямым текстом.
По-моему, это очень удачный режиссёрский ход, который позволяет даже сейчас воспринимать происходящее на экране благосклонно - не смотря на все условности, натяжки и штампы. Как иначе мог поведать байку об опасных приключениях на далёком острове (взаправду ли, тоже пусть решает зритель) наивный советский пацан, начитавшийся остросюжетных книг и фоном впитавший радио, газеты и школьную политинформацию со всеми антиимпериалистическими и антиколониальными трендами эпохи?
Это сейчас мы все такие умные задним числом и знаем к чему в итоге чаще всего приводила борьба за власть в получивших независимость бывших африканских колониях. А сам фильм снят хорошо, увлекательно и правдоподобно - для детского восприятия. "Империалистические" наёмники тоже не слишком демонизированы, хотя местами и прослеживаются параллели с гитлеровцами (тоже явно почерпнутые из фильмов). Без суперменства и супербойства положительных героев тоже обошлись, а Феде и вовсе не дали пострелять, предоставив эту возможность непосредственно партизанам - в том числе чернокожему отроку, которого сыграл некто Теодоро Куарто (вероятно родом с дружественной нам Кубы). Таким образом подчеркивалось, что борьба за независимость и свободу - это внутреннее дело каждого народа, в которые Советский Союз старается не вмешиваться. А вдобавок, ничто не заменит автоматического оружия с большим запасом патронов - ни магия-вуду, ни знание карате (мода на которое добралась до отечественного кинематографа лет через десять).
(4/5)
(c) Albert Magnus для kin0guru
Статьи про детско-юношеское кино на канале kin0guru
- Загадочная планета (СССР, 1974)
- Остров ржавого генерала (СССР, 1988)
- Брутальные советские мультики: "Орлиное перо" (1946)