Найти в Дзене
По Приуралью

Ночевка в тайге под снегопадом

Ночёвка в лесу
Ночёвка в лесу

Недалеко от поселка Якша протекает река Волосница, по которой проходил древнейший торговый путь, который связывал города и деревни по Каме и Волге с поселениями на Печоре. Здесь в верховьях речки до сих пор сохранилось название Свинка – так называли рубленую пристань. От Свинки на юг по болоту виден канал, по которому проводили купеческие лодки. Из болота вода бежит на две стороны – на юг в сторону речки Вогулки, потом реки Берёзовки, далее река Кама, Волга и Каспийское море и на север – в реку Волосницу, далее в Печору и Ледовитый океан. На эту реку заповедник выпустил партию бобров и поэтому здесь регулярно проводят учет этих крупных грызунов, хотя эта и не охраняемая, не заповедная территория. Наш заповедник называется биосферным и, следовательно, должен сравнивать изменения в природном комплексе на охраняемой и осваиваемой человеком территориях. Чем позднее осенью проводится учет, тем он точнее. Вот и отправились мы на эту реку с главным лесничим заповедника в середине октября. Верховья реки Волосницы находятся совсем недалеко от поселка, поэтому нас с лодкой, лодочным мотором на автомашине довезли до неё, а дальше мы самосплавом стали спускаться к её устью, расположенному, примерно, километрах в 60 от нашего места высадки. Когда мы отправились в путь, день был на удивление теплый, мы сняли куртки и в одних рубашках поплыли на вёслах вниз по реке, но уже к вечеру небо затянуло тучами, северный ветер принёс мелкий холодный дождь.

Этот участок реки часто посещают рыбаки из Якши. Домой им проще возвращаться, не спускаясь вниз по течению, а возвращаться назад к дороге, благо, что река образовала здесь цепь своеобразных небольших озёр со слабым течением. Рыбаки построили небольшие избушки, так что в первый день проблем с теплым ночлегом у нас не было. Ниже на реке встречается много завалов, через которые нам приходилось перетаскивать тяжелую лодку. С каждым часом становилось всё холоднее, стали пролетать и снежинки. На ходу можно было согреться, работая энергично веслом. По пути встречались лесные избушки, но останавливаться в них, когда можно еще плыть и плыть, было не сподручно, впереди у нас ждал длинный и тяжёлый путь.Потом избушек не стало видно, вероятно, их попрятали. Ночевать в холодной палатке – это реальный шанс простыть и заболеть. Если бы я был один или не с таким опытным напарником, тяжело бы мне пришлось. В октябре самые темные ночи, а тут ещё всё небо затянуто тучами, поэтому на стоянке, прежде всего, разжигали костер для освещения.

Навес у костра
Навес у костра

При его свете валили сухие подгнившие деревья, потом на разгоревшийся костер, собирали всё, что могло гореть, всё, что мы вдвоём могли подтащить к костру, включая и сырой валежник. Когда видели, что костер достаточно большой и не потухнет, принимались с наветренной стороны строить навес: втыкали в землю две рогатины, на них клали шест, к шесту наклонно две сучковатые палки. На них, как стропила у крыши дома, несколько жердей, а затем еловый или пихтовый лапник. Так у нас получалась крыша, которая не только защищала от дождя и снега, но и отражала на нас тепло костра. Под навесом делали из лапника постель, которую закрывали расстеленной палаткой. Когда место для ночлега было готово, можно было и ужин приготовить. Надо сказать, что сырой валежник никогда сильно не разгорался, но давал ровное устойчивое тепло, которого хватало до утра. Днем при сплаве надо было не только внимательно осматривать берега, чтобы обнаружить бобровые тропы, места их кормежек, но и обследовать пешком многочисленные старицы, где так же могли поселиться бобры. Все поселения бобров наносили на карту. Эта работа сильно замедляла наше продвижение, но мы должны были её сделать. Особенно запомнилась последняя ночёвка на Волоснице.

День клонился к вечеру, стало темнеть, из-за того, что река сильно петляла, мы не могли сориентироваться по карте, где мы находимся, где-то близко должно быть устье, а ниже его всего в 5 км на берегу Печоры находится деревня Волосница, а там мы можем попроситься переночевать к знакомым. Казалось бы, вот ещё немного и мы выкатимся на простор Печоры, а её всё нет и нет, а вокруг всё темнее и темнее, и уже на реке ничего не видно, и плыть неведомо куда, реально опасно. Надо становиться на ночлег и не рисковать своей жизнью.

На следующий день оказалось, что мы действительно недалеко от устья и здесь пришлось преодолевать большой завал, но это было уже при свете дня, а не в кромешной темноте.

Когда наконец-то закончили маршрут и выплыли на Печору, то увидели два контрастных цвета – белые заснеженные берега и чёрная вода реки, по которой мы благополучно вернулись домой.

Вам понравилась статья? Спасибо! Дайте знать об этом автору репостом, лайком и комментарием!