– Долбанный закон Ома! Я прочитал его уже 10 раз и до сих пор не понимаю, чего именно я не понимаю! Я гуманитарий, отвалите от меня со своей физикой...
– Пошёл этот русский язык! Ну не понимаю я отличий между -ТСЯ и -ТЬСЯ! Хочу лечить коников, а не строчить мемуары.
– На работе меня отправляют на повышение квалификации, не понимаю ничего, проще работать по старинке, емае.
Всем нам приходилось сталкиваться с материалом, который нужно усвоить, но никак не получается. Или хочется стать более компетентным в каком-то вопросе, но систематизировать знания сложно. Вам на помощь может прийти метод Ричарда Фейнмана, лауреата нобелевской премии по физике, который разработал собственный стиль освоения материала, состоящий из трех задорных шагов:
1. Научите этому ребенка
Представьте, что материал, который вам необходимо освоить, нужно объяснить ребенку десяти лет. Вам нужно использовать словарный запас, аргументы и схемы, которые поймет ваш юный собеседник, и, конечно, вам нужно учесть его уровень внимания. Не используйте сложные слова, профессиональные термины (которыми люди часто маскируют непонимание), говорите на понятном языке. Запишите ваш рассказ и отметьте места, которые вы не смогли объяснить ребенку на его уровне.
Записывая идею простыми словами, вы помогаете себе понять ее суть на более глубоком уровне и упрощаете отношения и связи между понятиями.
2. Проанализируйте пробелы
Теперь вы нашли реальные пробелы в знаниях, не замаскированные терминами и прочими «дымными ризами». Углубите знания в тех сферах, которые не смогли объяснить в прошлом шаге. Вернитесь к исходному материалу и подробнее изучите его, пока вы не сможете объяснить его подробнее в простых терминах. Учебники, лекции, личные встречи – любые удобные для вас инструменты вам в помощь.
3. Организуйте и упростите
После работы над пробелами ваша задача снова сформировать "детское повествование". Рассказ можно прочесть вслух или просто перечитать. Если по ощущениям ваш «ребенок» снова что-то не понял, возвращаемся к пункту два. Повторяем, пока структура ваших знаний на простом языке не станет ясной.
4. Поделитесь (это не обязательно)
Если вы хотите убедиться, что хорошо усвоили материал, поделитесь с кем-нибудь своим знанием. Лучше всего подойдёт тот, кто не разбирается в изучаемой вами области. Ну или можете найти реального ребёнка.
Способность объяснить предмет другому — отличный способ понять, насколько качественно вы его изучили.
Новый учебный год только начался и я надеюсь, что этот пост окажется полезным для всех, кто сейчас получает образование. Ну и, конечно, этот метод незаменим для людей, которые работают с новой информацией, улучшают себя и свои навыки.