Ожирением страдает около 45 % взрослых жителей США. 148 миллионов человек – больше, чем всё население России + Исландии + Черногории. Это официальные данные, которые ограничены диагностированными случаями, на деле же цифры гораздо выше, а проблема глубже “силы воли” и “личного выбора”.
Ещё 50 % от этого числа – темнокоже население, что указывает на социоэкономический характер проблемы. Короче говоря, качественная еда – это дорого; институциональный расизм – это норма. 2+2 = у людей нет выбора. Натуральные овощи и фрукты в США гораздо дороже крылышек KFC, и это уникальная для мира ситуация.
Я постараюсь рассказать о проблеме с разных сторон в трёх действиях. Но не торопись занимать кресло зрителя: ожирение – это ещё и побочный эффект позднего капитализма. And the last time I checked Россия двигалась именно в этом направлении.
Действие первое. Школа.
Пищевые привычки формируются в детстве. Школьные обеды, семейные застолья, вечеринки в день рождения – кто знает, какими бы eaters* мы стали без этого. Начнём с первого.
*простите, но ”едок” звучит неприлично
Что ест американский ученик?
Американская программа школьных обедов в том виде, в каком мы ее знаем, зародилась в 1946 году, когда президент Трумэн подписал Закон о Национальной программе школьных обедов. Около семи миллионов детей приняли участие в первом году обучения; сегодня это число выросло до более чем тридцати миллионов, две трети из которых соответствуют требованиям к семейному доходу, чтобы питаться на копейки федерального правительства. Еда в школах никогда не была деликатесом, но после того, как президент Рейган урезал бюджет программы в 1980-х, её практически забросили – это было время, когда появилось предложение считать кетчуп овощем. К началу двухтысячных уровень детского ожирения резко вырос, и школьные обеды, основанные на жареных куриных стейках и пицце в масле, начали привлекать пристальное внимание.
The New Yorker
Вот меню начальной школы случайно взятого Браунсвилла, штат Техас:
Завтрак – бейглы, pop tarts, пончики, синнабоны.
Ланч – чизбургер, такос, наггетсы, хот дог, пицца с пепперони.
Завтрак – пицца, маффины, pop tarts, пончики.
Ланч – чизбургер, крекеры, grilled cheese, пицца, buttered noodles.
Звучит прекрасно, но выглядит всё это так:
А теперь вспомни эти небольшие тарелки с обычной и понятной котлетой в своей школе. Не поверишь, но тебе есть за что благодарить российскую систему образования.
В Америке государство даёт школам лишь $3.5 за каждый ланч. На эти деньги просто невозможно купить нормальную еду (ну камон, один (1, one, уан) помидор в обычном магазине стоит $1.5). Семьи с очень низким достатком не платят за обеды, остальные же отдают дополнительные $3-5 за meal ($6-10 в день). + Многое зависит от благосостояния населения того или иного города (и даже района). В моём, например, живёт куча профессоров Cornell, которые платят огромные налоги за свои огромные дома. Соотвественно, местной школе из бюджета перепадает больше $$ на обеды.
А вот средней школе Браунсвилла, штат Техас, приходится заключать контракт с Sysco – фактически монополистом индустрии питания в США.
Моим первым работодателем в США была местная кофейня. На ланч они предлагали hot bar – $11 за полкило еды, которую ты сам накладываешь в тарелку. В конце смены нам разрешали забирать домой остатки. И вот как-то раз я скоммуниздила контейнер фасоли, чтобы на завтрак приготовить из них хумус (да, так можно). Открываю я, значит, утром холодильник, а там эта фасоль плавает в какой-то белой массе.
Через месяц я уволилась. На втором бокале прощального сидра мой менеджер рассказал, что они перепродают еду производства этого самого Sysco. Белая масса была шортерингом (гидрогенизированное растительное масло – самая дешёвая альтернатива натуральному; широко используется в индустрии питания США; можно найти в кондитерской секции любого супермаркета; плохо устаивается организмом), который они щедро добавляют во всё (даже в безобидные салаты) для дополнительного веса и блеска.
Продукты, используемые этой компанией в огромных количествах, производятся искусственно. Именно поэтому их еда такая дешёвая и доступная. Ты только представь, что сырое мясо их производства может простоять на столе неделю и не испортиться.
Sysco используют везде. Даже в самых крутых ресторанах Америки.
И школах, где каждый пятый ребёнок страдает ожирением.
На вопрос “кто виноват?” ответить сложно. Капитализм размывает рамки отвественности за социально значимые проблемы. Какой-нибудь неолиберал, начитавшийся Айн Рэнд, вам скажет: “Родители этих детей не богаты. А значит, они не платят большие налоги. А значит, школа не получает достаточно денег. А значит, дети едят говно. А значит, они этого заслуживают. И государство им ничем не обязано”.
Напомню, что для большинства американских родителей полезные ланчи, заботливо приготовленные для детей дома, – это непозволительная роскошь. Фрукты, овощи и другие натуральные продукты стоят очень много $$$. Какие-то попытки изменить такую грустную ситуацию предпринимаются регулярно, но все они проваливаются в пропасть между бедностью и богатством. Система рассматривает человека только с экономической точки зрения, даже если человеку 6 лет.
And the last time I checked Россия двигалась именно в этом направлении.